Обработать ржавчину на кузове машину самому выгоднее, чем обращаться в дорогостоящий сервис. Однако неумелое избавление от очагов коррозии приведет к дальнейшему ее распространению. Правильная обработка ржавчины на авто возможна при знании методов и средств, используемых при удалении повреждений и последующем сохранении очищенной поверхности металла.
Способы снятия ржавых отложений на автомобиле

Прежде чем убирать появившуюся коррозию на деталях машины, нужно тщательно промыть пораженный участок. Мойка поможет выявить все повреждения и оценить их размер и глубину проникновения.
Избавиться от ржавчины на машине можно двумя способами: физически удалять все образовавшиеся окислы или обрабатывать их с помощью химических преобразователей. На практике редко получается обойтись только одним методом, обычно требуется их совмещать.
При механическом удалении ржавчины с деталей авто необходимо обрабатывать поврежденные участки до появления чистого металла. Чтобы полностью убрать все следы коррозии приходится снимать и часть здорового материала. Без опаски это можно делать на деталях ходовой части или днище автомобиля.
Применение химии позволяет обойтись без физических усилий. Некоторые реактивы воздействуют на ржавчину так, что ее потом легко оттереть. Есть средства, которые преобразуют окислы металла в другие химические соединения. Например, фосфорная кислота, нанесенная на поврежденный ржавчиной участок, образует фосфат железа, который становится дополнительной защитой.
Чтобы полностью удалить ржавчину с деталей машины и подготовить их к покраске, надо выполнить следующие действия:
- очистить основной слой механическим способом;
- обработать оставшуюся ржавчину химическим реактивом;
- обезжирить очищенную поверхность;
- зашпаклевать открывшиеся каверны и вмятины;
- нанести антикоррозионный слой;
- прогрунтовать всю поверхность;
- зачистить неровности грунта мелкозернистой наждачной бумагой.
Недостаток химикатов в том, что они не способны проникать на большую глубину. С их помощью можно избавляться от слоя ржавчины до 1 мм. Но они незаменимы там, куда сложно или невозможно добраться механическим инструментом. Это внутренние полости дверей, часть площади крыла изнутри.
Средства удаления ржавчины

При снятии коррозии с большой площади применяются механические инструменты:
- шлифмашинки (болгарки) с зачистными и шлифовальными дисками;
- дрели с насадками типа корщетки;
- пескоструйные аппараты.
Совершенно необходимым материалом при зачистке является наждачная бумага разной зернистости. Для кузовных работ она не должна быть грубее 120 номера. Для финишной шлифовки на любых деталях берутся номера 400 – 600.
Химические средства, позволяющие окончательно обработать ржавчину так, чтобы она не распространялась дальше бывают трех видов:
- Преобразователи или нейтрализаторы. Перерабатывают вредные окислы в нейтральную массу серого или белого цвета, которая затем смывается водой или счищается губкой. Наиболее распространенный – ортофосфорная кислота, которая входит в состав большинства из них.
- Удалители. Обычно содержат агрессивные кислоты в разбавленной концентрации. Обязательное условие их применения – деталь должна обрабатываться непродолжительное время. Иначе они повредят и здоровый металл.
- Герметизаторы. Не устраняют ржавчину и не взаимодействуют с ней. Но надежно закрывают к пораженному участку доступ воды и воздуха. В результате прекращается реакция окисления, и коррозия не сможет распространиться дальше.
Можно приобрести готовый антикоррозионный набор. Обычно он состоит из преобразователя или очистителя, обезжиривающего растворителя и средства для нанесения защитного покрытия.
Народные средства
Бороться с этой напастью можно, используя подручные вещества или самостоятельно изготовленные смеси. Например, такой очиститель:
- вода 1 литр;
- каустическая сода – 50 г;
- аммоний – 50 г;
- 40% формалин – 200 мл.
В этот раствор помещают проржавевшую деталь на 20 – 30 минут, а затем промывают горячей водой и высушивают.
Поврежденные коррозией места хорошо очищает паста из смеси машинного масла и древесного угля.
Временно избавиться от точечной ржавчины на кузове можно, протерев ее тряпкой, смоченной в керосине.
Для удаления слабого коррозионного налета используются совсем домашние средства:
- Рыбий жир. Поверхность покрывается им на 1 – 2 часа. Не только устраняет ржавчину, но и образует защитную пленку.
- Смесь уксуса и лимонного сока. Наносится на 1 час, затем смывается водой.
- Картофель. Половина клубня, посыпанная солью прикладывается к ржавому месту на 15 минут.
Народные методы применяются как временная мера. При первой возможности нужно провести полноценную защиту обработанного места.
Грунтовка машины после очистки

Хорошо очищенный металл быстро начинает ржаветь. Чтобы не пришлось бороться с новой ржавчиной, на обработанную поверхность необходимо нанести краску или другой защитный слой. Но под покраску деталь обязательно нужно прогрунтовать. Если нет возможности сразу использовать правильный грунт, наносится временное покрытие – толстый слой воска или мовиля. Это предотвратит новое повреждение металла коррозией.
Выбор материала
Нанесение подготовительных слоев перед окрашиванием решает две проблемы – защиту металла от внешнего воздействия и создание слоя с высокой адгезией, на который хорошо ляжет краска.
Каким грунтом грунтовать машину после удаления ржавчины, зависит от состояния обработанной поверхности. Автомобильные материалы для подготовки под покраску различаются по целям применения:
- Шпатлевки на основе стекловолокна. Предназначены для заполнения неровностей, обнажившихся после очистки.
- Кислотные грунтовки. Наносятся на металл для создания тонкого антикоррозионного слоя. Обязательно должны накрываться другими грунтами.
- Основные грунтовки – акриловые или полиуретановые. Не обеспечивают надежной защиты.
- Защитный грунт на основе эпоксидных смол. Его нельзя наносить сразу на кислотный слой.
- Выравниватель (праймер). Завершающий материал перед краской, которой он обеспечивает хорошую адгезию.
Необходимые действия при грунтовании
Правильная подготовка под покраску требует соблюдения определенных условий:
- Работы проводятся при температуре не ниже +15° С.
- Поверхность, не предназначенная для нанесения грунта, закрывается пленкой, скотчем или бумагой.
- Каждый нанесенный слой выравнивается наждачной бумагой и обезжиривается перед следующим этапом. Исключение составляет первый, антикоррозионный уровень – кислотные грунтовки не шлифуются.
Желательно сразу после нанесения подготовительных слоев перейти к покраске. Грунтование не обеспечивает защиты от внешнего воздействия, поэтому эксплуатировать машину с неокрашенными участками нельзя.
Средняя стоимость удаления ржавчины в автосервисе
Отделаться от сложных работ по устранению коррозии и последующей покраске можно, обратившись в фирмы, занимающиеся кузовным ремонтом. Примерная цена полной обработки днища авто и колесных арок составляет 10 – 15 тыс. руб.
Удаление ржавчины на кузове зависит от площади. Расценки колеблются в пределах 6 – 15 руб. за кв. см., но минимальная стоимость – 3000 руб.