- Патинирование кованых изделий краской
- Имитация патины с помощью обычных красок
- Что понадобится для работы
- Патинирование металла разными способами
- Патинирование в опилках
- Подготовка поверхности
- Медь: как состарить?
- Что такое патинирование ковки
- Порошковая патина
- Механическое и термическое старение
- Покраска под старинную латунь
- Какие эффекты можно получить на металлах
- Быстрые способы
- Общие сведения
- Как патинировать металл химическими процессами
- Перечень материалов и инструментов
- Подробности
- Техника нанесения краски-патины
- Патинирование металла
Патинирование кованых изделий краской
Перед началом работы необходимо приготовить изделие:
- металл требуется тщательно очистить от окалин;
- затем изделие обезжиривается специальной грунтовкой;
- далее следует прогрунтовать и покрасить металл (грунтовка наносится для того, чтобы защитить изделие от ржавчины, которая является бичом для всех металлов, а краска наносится с целью защиты грунтовки от внешних воздействий).
Для последующего патинирования кованого изделия подходят следующие виды красок:
Алкидные. Алкидные краски являются самыми дешёвыми из красок, подходящих для патинирования, но они же и обладают самыми худшими свойствами. Алкидные краски рекомендуется применять исключительно в тех случаях, когда поверхность, подлежащая патинированию, находится на открытом воздухе и имеет большую площадь (в этом случае при использовании красок на алкидной основе можно будет очень хорошо сэкономить).
Фактурные. Фактурные краски идеально подходят, если дизайнер помещения хочет придать кованым материалам визуальные шероховатость и матовый оттенок, в остальных случаях лучшим решением будет воспользоваться другими видами красок.
Молотковые. Молотковые краски придают кованому изделию эффект побитости, визуально “разбивая” изделие на осколки. Молотковые краски идеально подойдут для кованых изделий, использующихся в помещениях, оформленных в авангардном стиле, но их предпочтительно использовать только в помещении – на воздухе они быстро теряют свои свойства.
Порошковые. Порошковые краски обладают практически идеальным набором свойств – они достаточно долговечны, качественны и стоят относительно недорого, однако такие краски имеют одно существенное ограничение по применению – порошковые краски можно использовать только для покраски кованых изделий, не подвергавшихся ранее сварке или монтировке.
Электростатические. Из всех вышеназванных видов красок именно электростатические краски обладают наилучшим качеством, но за такие свойства приходится дорого платить.
Покрасив кованое изделие в основной цвет и подождав, пока краска окончательно высохнет, можно приступать непосредственно к патинированию. Патинирование, как правило, проводится на контрасте:
- если основной цвет кованого изделия имеет тёмный оттенок, то патинирование должно производиться с помощью светлых красок;
- если основной цвет металла является светлым, то патинирование нужно проводить с помощью использования красок тёмных тонов.
- если металл, подлежащий патинированию, имеет фактурную структуру (неоднородную поверхность), то можно смело патинировать всю его поверхность;
- если изделие достаточно гладкое, то лучшим решением в данном случае будет патинирование отдельных элементов (например, завитки, цветочки, орнаменты, узоры и тому подобные украшения).
Имитация патины с помощью обычных красок
Если предыдущий вариант показался вам несколько сложным или же вы просто не хотите утруждаться поисками подобных красок, то вполне можно использовать и обычные, одновременно применяя фантазию и ловкость рук.
Для создания чудесной старинной рамки с эффектом патины вам потребуются краски синего, зеленого, красного и белого цвета, кисточка с жесткой щетиной, бронзовая паста медного цвета и лак для эффекта состаривания. Ну и, разумеется, сама рамка.
Покрываем рамку красной краской таким образом, чтобы не оставалось никаких «просветов».
Затем смешиваем оставшиеся краски, добиваясь цвета, максимально приближенного к естественному оттенку патины.
Наносим получившийся состав в углубления рамки, убирая излишки с выступающей поверхности. Выступающие завитки затем покрываем бронзовой пастой.
В завершение выбираем картинку или фото по душе, вставляем в рамку и наносим на него лак с эффектом состаривания. Готово!
Что понадобится для работы
Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.
Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:
- патина понравившегося вам цвета (в порошке);
- жидкий растворитель;
- кисть (размер 2-3) или губка;
- небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
- изделие из металла, которое вы хотите декорировать.
Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!
Патинирование металла разными способами
Кузнецы «Мастерской изящной ковки» готовы сделать «старинными» любые изделия для интерьера или экстерьера. Для этого существует несколько способов искусственно изменить цвет металлической вещи.
Сейчас чаще всего используются специальные акриловые краски, которые за считанные минуты позволяют придать поверхности любого изделия старинный вид. Именно они защищают металл от коррозии и в тоже время позволяют имитировать разные фактуры, например, одному металлу придать вид другого. Так существуют краски, придающая цвет золота, бронзы, меди, серебра, а также зелени и фиолетовой патины. В поисках необходимого цветового решения можно комбинировать разные краски.
Изменить цвет кованой вещи можно с помощью азотной кислоты или специальных химических растворов, которыми покрывается нужная поверхность. Кислота «съедает» лоск новизны предмета, делая его более «старым».
Также состарить любое кованое изделие можно одним из механических способов. Например, с помощью смеси машинного масла с абразивным порошком. Эту смесь наносят на металл и не надолго оставляют. После этого ее счищают. В результате углубления остаются черными, выступающие места приобретают первозданный цвет, а основной фон становится матово-сероватого оттенка. Такие способы довольно трудоемки и поэтому редко используются на крупных изделиях.
Существует патина в ковке, которую называют воронением. Для его получения металл натирают льняным маслом и нагревают до получения черной пленки. После этого поверхность зачищают наждачной бумагой для того, чтобы на выступающих местах появился металл. Этот способ также очень трудоемкий и используется только на небольших изделиях, которые находятся внутри помещения.
Какую краску для кованых изделий выбрать и как правильно подготовить изделие к покраске читайте в статье — краска для кованых изделий.
Патинирование в опилках
Для работы используют чистые отходы деревообработки. Опилки из клееной фанеры использовать нельзя, так как клей реагирует с патинирующим раствором. Таким способом на меди получают крапчатый розовый, голубой и черный оттенки, а на латуни — крапчатые золотой, зеленый или голубой, коричневый, черный. Раствор готовят из:
- 16 грамм соли;
- 300 мл (для латуни и других сплавов) / 600 мл (для меди) нашатырного спирта;
- 700 мл воды.
Смешайте ингредиенты и пропитайте раствором опилки — они должны быть влажными, но не мокрыми. Поместите смесь в пластиковый контейнер, погрузите в них изделие, закупорьте емкость. Положите пару кусочков меди близко к поверхности смеси, чтобы по их цвету контролировать окрашивание, не касаясь обрабатываемого предмета.
Раствор можно использовать не только с опилками, но и с другими впитывающими влагу носителями: сухой листвой, сеном, наполнителем для кошачьих лотков. Время обработки зависит от того, в каком носителе окрашивается металл (для меди в опилках это 4-6 часов, для латуни — от 12 часов до суток) и от структуры носителя. Материалы с мелкой текстурой нельзя ворошить во время процесса, а изделие в листьях или сене нужно поворачивать, чтобы окраска шла равномерно.
Также на интенсивность цвета и другие параметры оксидной пленки влияют:
- Пропорции нашатырного спирта и/или соли.
- Увлажненность носителя. Если опилки недостаточно влажные, окрашивание будет слабым, если мокрые — крапчатой окраски не получится (поверхность меди стравится).
Промойте и высушите детали в сухих опилках. Готовая смесь пригодна в течение нескольких дней, а раствор в герметичной таре в холодильнике либо погребе хранится довольно долго.
https://youtube.com/watch?v=TRHd1wwZlbs
Подготовка поверхности
Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.
Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.
Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта
Медь: как состарить?
Отвечая на вопрос о том, как состарить медь, важно упомянуть несколько методов, позволяющих это сделать. Прежде всего следует проверить подлинность меди
Настоящий металл характеризуется золотисто-коричневым оттенком. Также медь практически не притягивается к магниту.
Кроме этого, следует обратить внимание на наличие слоя лака на медном изделии. Если таковой есть, то его необходимо удалить
Сделать это можно с помощью ацетона (эта жидкость применяется для снятия маникюрного лака) — достаточно пропитать веществом кусочек ватки и тщательно натереть ею медное изделие. Вместо ацетона можно взять метиловый спирт или растворитель для краски. После обработки изделия ацетоном следует замочить его в горячей воде. Такой прием поможет окончательно удалить лак.
Если медный предмет не имеет лакового покрытия, то его достаточно просто обезжирить. Для этой цели подойдет раствор воды и уксуса (1:1) или медицинский спирт. Подготовку изделия к состариванию заканчивают сушкой. Для этой цели подойдет фен или газовая горелка.
Существует 3 проверенных способа, позволяющих состарить медь:
Применение аммиачных испарений: для начала нужно приобрести чистый аммиак и пластиковую емкость с плотно закрывающейся крышкой. Перед тем как приступить к работе, нужно обеспечить доступ свежего воздуха в помещение и защитить руки и глаза (для этой цели понадобятся перчатки и очки). На дно емкости нужно положить деревянный брус, на который будут выкладываться изделия из меди. Затем в емкость наливают аммиак, но только так, чтобы его уровень оказался ниже уровня бруска
Важно следить за тем, чтобы предмет не упал в аммиак, но если это случилось, то его следует немедленного достать и тщательно промыть водой. После укладывания предмета из меди на брусок нужно плотно закрыть емкость и оставить изделие на несколько часов в аммиаке
В конце процедуры предмет следует тщательно высушить. Для закрепления эффекта можно натереть состаренный предмет парафином.
Применение специального раствора: в продаже можно найти раствор, применяемый для состаривания меди. При работе с этим средством важно защитить руки и глаза. Раствор для состаривания меди готовят в соответствии с инструкцией (обычно на 1 часть средства берется 10 частей воды). Изделие нужно взять в руку, защищенную перчаткой, и несколько раз окунуть в раствор. Манипуляции проделывают до тех пор, пока не будет достигнут нужный эффект. В конце процедуры изделие ополоснуть горячей водой и тщательно высушить.
Раствор соли: чтобы приготовить его, нужно взять 1 часть воды и 1 часть соли. Полученную жидкость кисточкой наносят на изделие несколько раз в день, при этом отслеживая эффект от процедуры. Подобное состаривание может занять несколько суток.
Уксус: для состаривания меди в домашних условиях нужно взять чистый уксус, нанести его кисточкой на изделие. Через несколько часов процедуру следует повторить. Также можно попросту замочить изделие в уксусе, после чего тщательно высушить его потоком горячего воздуха.
Протравленный металл
Что такое патинирование ковки
Патинирование представляет из себя процесс искусственного состаривания кованого элемента, достичь такого эффекта можно несколькими способами.
На заре становления художественной ковки, как искусства, патинирование осуществлялось в основном воздействием на металл различными химическими и механическими методами. Эти способы помимо неоспоримых достоинств (приобретение металлом в результате обработки стилизованного под старину дизайна) имели и ряд существенных недостатков:
- реагенты, использовавшиеся мастерами при применении химических способов патинирования, рано или поздно разъедали металл, что приводило к резкому ухудшению его свойств;
- в результате механических воздействий металл терял форму, вследствие чего ухудшался как внешний вид изделия, так и его положительные свойства.
Современные специалисты по художественной ковке в большинстве своём предпочитают другие способы. О технологии самого популярного из них – нанесения на металл специальной краски – мы и поговорим в данной статье.
Порошковая патина
Первым видом порошковой патины принято считать серебрянку. В своей основе это порошок, который перед применением нужно смешать с олифой. Как правильно разводить серебрянку, читайте в этом материале.
Цвет кузнечных красок обычно матовый, а патина придает металлу благородный блеск. Приобрести порошковый материал можно в виде готового продукта. Для большего удобства при окрашивании патину можно перемешать с ксилолом или же сольвентом.
Обратите внимание! Для окрашивания изделий из металла рекомендуется приобретать специальный материал для кузнечных работ. Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта
Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал
Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта. Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал.
- Сгустки патины нужно расположить с одной стороны палитры.
- Кисточки слегка намочить в сольвенте или ксилоле. Затем растереть краску до той стадии, пока кисточка не станет полностью сухой.
- Далее краска наносится осторожными мазками. Изделия нужно касаться только кончиком кисточки. В результате должен получиться неравномерный слой краски, а нечто, напоминающее потертости.
Процесс очень трудоемкий и занимает много времени. Хотя результат этого стоит — изделие приобретет благородный состарившийся вид.
По неопытности многие пытаются взять на кисть как можно больше патины, чтобы избежать ее растирания после пары мазков. Однако так поступать категорически не рекомендуется, поскольку добиться нужного результата в таком случае не удастся.
Итак, работа с патиной требует определенных навыков, поэтому начинающему трудно рассчитывать на быстрый успех. Рекомендуется для начала использовать для патинирования предметы, которые не жалко испортить. После приобретения опыта можно взяться за более ответственную работу.
Механическое и термическое старение
Существует два вида старения металла: термическое и механическое. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Термическое старение
Фаза упрочняющая металл во время термического воздействия происходит в точке максимума. Здесь проходит метастабильный промежуток раствора в зоне Гинье-Престона. Такой вид упрочнения металлов и сплавов принято называть дисперсионным.
Зависимость прочности от времени и температуры старения
При более длительной выдержке начинается перестаривание, то есть снижение прочностных характеристик. На это влияют:
- коагуляция;
- частичная замена частиц некогерентыми.
Виды термического старения металла:
- Двухступенчатое – закалка, затем выдержка при температуре замещения, а потом выдерживание с повышенной температурой для получения однородности твердого раствора.
- Закалочное – закалка и одна фаза выдержки с естественным охлаждением.
- Естественное – для алюминиевых сплавов.
- Искусственное – для сплавов из цветных металлов с нагревом до температуры выше той, которая используется для естественной деструкции.
- Стабилизационное – высокая температура старения и длительный срок выдержки помогают сохранить размеры и свойства детали.
Механическое старение металла
Деструкция стали при помощи деформирующих усилий происходит в диапазоне температур ниже процесса рекристаллизации. Обусловлено это образованием и движением дислокаций. При холодной пластической деформации увеличивает плотность дислокаций, которые далее еще больше увеличиваются при увеличении нагрузок.
Изменяющиеся механические свойства металла вызывает движение атомов углерода и азота к дислокациям, которые размещены в альфа растворе. Достигнув дислокаций атомы образуют облака (атмосферы Котрелла). Данные скопления препятствуют движению дислокаций, благодаря чему происходит изменение свойств. Появляются присущие состаренным термообработкой деталям свойства.
Если на эффект старения деформированием сильно влияют азот, никель и медь, то с добавками ванадия, титана и ниобия данный эффект полностью пропадает. Поэтому рекомендуется использовать сталь с содержанием алюминия 0,02-0,07%.
Покраска под старинную латунь
Фактурные металлизированные составы могут преобразить изделие, придавая ему имитацию латуни. Технология обработки почти не отличается от предоставленных выше. Поверхность предварительно зачищается, шлифуется и обезжиривается. Для состаривания применяется методика декоративной покраски под латунь.
Процесс нанесения выполняется следующим образом:
Перед тем как нанести декоративную краску, с изделия удаляется старое покрытие. Для этого можно использовать металлическую щетку или наждачку.
Залогом прочности и надёжности окрашивания является грунтовка. Используйте состав, специально предназначенный для металла.
На поверхность наносится латунная краска в один слой. Состарить полученное покрытие можно покраской кракелюром
Усилить эффект поможет жжёная умбра, которая наносится очень осторожно посредством сухой ткани. Если в процессе работы образовались излишки, то их необходимо снять ещё до высыхания вещества.
В завершение поверхность окрашенной и состаренной детали покрывают глянцевым лаком на акриловой основе.
Как видим, дизайнерская старина достигается простыми способами. При выполнении работ своими руками получить желаемый результат помогают краски, которые создают необходимый эффект бронзовой, латунной, медной поверхности.
Возраст как украшение: технологии искусственного состаривания делают металлическую фурнитуру более дорогой и привлекательной.
1 из 1
На фото:
Парадокс: весь мир изобретает способы защиты металлов от коррозии и прочих признаков старения, а дизайнеры, наоборот, изучают и усиленно применяют методы их искусственного «состаривания». Ничего не поделаешь — мода.
Какие эффекты можно получить на металлах
Металлические изделия не столь часто встречаются в жилых помещениях, но все же без их присутствия невозможно создать декорации. Ими могут быть люстры, светильники, подсвечники и канделябры. Конечно, такие изделия привлекательны внешним видом, но иной раз им хотелось бы придать эффект старины. Такое возможно, если металлические предметы простоят долгие годы, но всего хочется добиться сразу. Чтобы создать патинированное основание на металле, без химических веществ не обойтись.
Патинирование оснований подразделяется на несколько видов:
Красиво сморится эффект старины на серебряных предметах. Такие металлические поверхности довольно восприимчивы к обычной сере, при этом можно добиться разных оттенков: от слабо-желтого до яркого бирюзового. Если воздействуют хлориды или аминокислоты, то получается черный цвет, но при этом пленка получается грубой и заметной. Но если серебро просто почернить, то можно сказать, что попали в прошлые века.
Золотые изделия практически ни с какими химическими реагентами не вступают в реакции, но если в сплаве на основе этого металла имеется медь или никелевые соединения, то по истечении времени образований оранжевых или пятен коричневого оттенка не избежать.
В жилых помещениях встречаются бронзовые изделия и небольшое количество медных предметов, а редко просто из сплавов железа. Появление зеленой пленки на медном основании происходит вследствие воздействия хлоридов, а черный цвет получается при взаимодействии с оксидом. Медь быстро вступает в реакцию.
Бронзовая патинированная поверхность подвергается разрушению молекул, на ней образуется зелёный или голубой налет. На таких металлах наиболее благородной и не действующей во вред основанию является патина черного оттенка. Последний вариант получается патинированием бронзы с помощью обработки маслом, а для прокаливания используется медная стружка.
Быстрые способы
1) Патинирование меди в домашних условиях можно проводить всеми способами, однако самый простой из них — термический. Если водить струей огня по поверхности металла, получаются радужные разводы от бледно-желтого и оранжевого до лилового — по мере нагрева окраска металла становится темнее. Если у вас нет ювелирной горелки, зажмите украшение в плоскогубцах и «обмакивайте» его в краешек пламени на конфорке кухонной плиты. Опустите раскаленную деталь в воду, и «цвета побежалости» зафиксируются, а чтобы окраска не стиралась, ее покрывают лаком.
2) Для простого химического патинирования используют серную мазь. Наложите слой мази на деталь и оставьте на 3-4 часа, а потом вымойте ее мылом или средством для посуды.
- Серная мазь очень жирная, поэтому не применяйте ее для предметов с рельефом: из углублений трудно убирать ее остатки.
- При окислении меди на воздухе образуется темная и неустойчивая к истиранию патина. Наносите состав на предметы, погруженные в воду, смазав их вазелином: мазь ляжет равномернее, а оттенок будет слабее.
- Чтобы снять неудачную патину положите украшение или монету на 10 минут в теплый раствор лимонной кислоты или отмойте хозяйственным мылом под струей воды.
3) Безопасный и действенный способ облагородить цвет брошки, кольца, монеты — использовать вареное яйцо. Дайте ему остыть, поместите в пакет, разомните вместе со скорлупой и положите в смесь обезжиренный предмет. Через полчаса на украшении появится «налет старины», а 5-6 часов выдержки дадут прочную радужную патину.
Общие сведения
Особенности патинирования
Позже такое слово стало использоваться для отражения винтажного типа других материалов – бронзы, железа, дерева и гипса. В последние годы «под старину» стараются оформлять дома, коттеджи и даже квартиры городского типа. Особенно стильно будет смотреться искусственно состаренная мебель из древесины с фурнитурой антикварного типа.
Современные технологии помогут состарить (то есть патинировать) различные материалы. Индустриальные способы сложны для домашнего использования, которые дают возможность увеличить возраст материала самым простым способом. Они помогут имитировать естественное изменение цветов изделий посредством нанесения особого покрытия. При патинировании привычные краски можно поменять на специальные составы без затрагивания структуры внутреннего типа древесины или другого материала.
Самым простым способом состаривания будет втирание воска в углы, грани изделия и рельефные выступы. В итоге получится эффект «возрастного» изменения поверхности, идеально подходящей для оформления помещения в стиле ретро. Такое покрытие дает и утилитарную функцию – оно будет защищать основу от внешнего воздействия, а также придаст свойства водоотталкивающего типа. При плохом результате патину всегда можно убрать без большого вреда для изделий.
Материалы и инструменты
Остальные составляющие процесса, которые способны потребоваться:
- Кисточки разного размера.
- Валик (для огромных по размеру поверхностей).
- Грунтовка.
- Наждачная бумага.
- Мебельный лак по металлу.
- Старая тряпка для удаления лишней краски.
- Поролоновые и ватные тампоны.
Далеко не все мастера дополнительно покупают металлическую пудру, если эффект от лакокрасочного материала будет казаться недостаточным – обычно ее используют для искусственного состаривания металлической фурнитуры. В продаже есть даже готовые наборы для антикварного реставрирования и патинирования. Большинство составов, которые есть в наборе, подойдут для разных материалов – дерева, гипса и металла.
Как патинировать металл химическими процессами
Используйте кислоту, растворители, нагрев. Изучите характеристики металла и возможные последствия от реакций, чтобы выбрать оптимальный цвет. Обязательно работайте в перчатках и защитной маске, желательно вне помещения.
Есть много способов патинирования металла химическими реакциями. Например:
- Для придания латуни коричневого оттенка ее выдерживают в растворе фотофиксажа с добавлением азотной, серной или соляной кислоты
- Для получения старинной черноты на меди ее погружают в раствор 2-3 грамм печени серной и 2-3 грамм поваренной соли
- Чтобы провести «воронение» стали — добиться удивительного эффекта свечения — ее погружают в раствор хромпика из расчета 100 грамм вещества на литр воды
- Для получения ярко-черного окраса стали ее нагревают, а затем резко охлаждают в холодном масле
- Чтобы получить серый седой оттенок на латуни, ее погружают в смесь печени серной
- Для получения кроваво-красного оттенка на большинстве видов металлов их обрабатывают медным купоросом вместе с хлористым цинком
После любого типа патинирования металла химическими реакциями дайте изделию полностью высохнуть и покройте его лаком. Если не сделать этого, патина может прийти в негодность — покрытие, полученное такими способами, достаточно недолговечно и неустойчиво к внешним негативным воздействиям.
Внимание! При работе с кислотами, растворителями и другими химически активными веществами обязательно соблюдайте технику безопасности. Также рекомендуем попробовать патинирование на небольшом незаметном участке металла, чтобы увидеть эффект, который оно даст, а затем приступать к состариванию всей поверхности
Если вы хотите получить красивое кованое изделие с эффектом старины, не обязательно проводить патинирование металла самому. Можно заказать его у нас — завод художественной ковки «Техинков» выполнит заказ любой сложности. Позвоните или напишите нам, чтобы узнать подробности.
Перечень материалов и инструментов
Патинирование следует проводить в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе, для защиты органов дыхания от вредных воздействий. Вам понадобятся:
- патина необходимого цвета;
- растворитель;
- синтетическая кисть или губка, если требуется обработать небольшую поверхность;
- маленькие емкости из пластика или стекла (к примеру, можно использовать обрезанные донышки от пластиковых бутылок);
- вещь из металла;
- лак;
- спирт.
- палитра.
Разновидности патины
В магазинах продаются патины в виде паст, жидкостей и лаков.
- Акриловая. Изготавливается на водной основе. Подходит из металлических, деревянных и гипсовых изделий. Отличается универсальностью и простотой нанесения. Защищает металл от внешних воздействий
- Масляная. Не скрывает естественный оттенок металла и подчеркивает его узор.
- Химическая. Изготавливается благодаря соединению краски на водной основе и окислителя. За счет химической реакции кованое изделие «стареет» за несколько часов. Таким образом, металл фактически изменяется.
Подробности
Патинирование древесины и разновидности средства
Налет на древесину чаще всего ни о чем хорошем не скажет, потому что появляется при поражении гнилью или грибком. Но на древесине с высокой плотностью и твердости, малочувствительной к воде – к примеру, дуб, темная или белая патина станут настоящим указанием на старину. Мебель в обычной гостиной часто подвергают патинированию искусственного типа, потому что получить налет естественного типа крайне сложно. Для улучшения эффекта следует сочетать механические и химические способы. Для древесины используют несколько составов, и их покупают в строительных маркетах.
- Густая патина – продается в виде пасты, и обычно, является двухкомпонентной. Обычно таким образом получают светло-коричневые, золотые или красноватые оттенки. Для эффекта позолоты основой станет естественный цвет древесины – к примеру, того же дуба.
- Жидкая – по сути, это особенный лаковый состав, который придает древесине светловато желтый или даже золотистый оттенок, который присущ старинному ясеню или дубу.
- Фацетный лаковый состав – он не совсем является патиной, скорее, эффектом старины на базе растрескивания. После просыхания лак начнет покрываться самыми тонкими трещинками, как это бывает на очень старой древесине.
Разновидности покрытий можно комбинировать, чтобы получить другие, более интересные эффекты.
Патина на металле
Изделия из металла в интерьере гостиной или спальни встречаются не так часто и обычно являются предметами декоративными и небольшими по размеру – бра, люстры, подставки, подсвечники и остальное. Несмотря на то, что новое изделие имеет яркий блеск и красивый цвет, желающих придавать им не такой современный вид, находится весьма много. А так как ждать, пока этот эффект будет достигнут естественный путем, долго, прибегают к применению химических веществ.
Виды патины
Оттенки и разновидности пленки на различных типах металлов при различных условиях отличаются и очень заметно.
- Более привлекательно выглядит эффект состаривания на поверхности серебра. Металл достаточно инертный, и пленка появляется обычно при реакции с серой, создавая оттенки с переливами от светлого желтого до бирюзового и малинового. Патина черного цвета появляется при воздействии хлоридов и аминокислот. Дикая разновидность этого рода не самая красивая – пленка грубая, а еще наступает выступать над поверхность. А вот чернение серебряных поверхностей помогают придавать изделию редкое изящество.
- Золото – благородный металл в реакции практически не вступает. Но если сплав содержит никель или медь, могут спустя время появляться светлые коричневые или даже оранжевые пятна. Намного больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на базе золотого цвета. Эффект этот исключительно декоративный и создается краской золотого цвета, и при этом реализовать можно патину по дереву и металлу – к примеру, на дубовой древесине.
- Обычно в гостиной сталкиваются с бронзовыми и медными изделиями, а иногда с железными, если будет идти речь о гостиной в стиле лофт. На медной поверхности голубая и зеленая пленка обусловлена отложением ацетатом меди, хлоридов, черная – образованием сульфита или оксида. Патина красного цвета тоже сформирована хлорными солями, но обычно образуется искусственным методом. Патина коричневого цвета начинает проявляться при воздействии солей аммония. Для меди почти все виды отложения являются относительно безопасными, что и превратит кованые медные изделия как прекрасный декор для гостиной.
- А вот для бронзы голубые и зеленые покрытия представляют опасность. Декоративной краской патиной для сплава является лишь пленка черного цвета. Искусственным образом они достигаются за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в опилках из меди.
Техника нанесения краски-патины
Состаривать металл можно двумя способами: наносить патину при помощи кисти или губки. Набирая растворенную краску на кончик кисти, вы можете добиться совершенно разной текстуры, направленных мазков и различной глубины прокраски. Не мочите кисть перед началом работы, она должна быть обязательно сухой, мокрая кисть даст подтеки и капли на обрабатываемом металле.
Держите наготове салфетку с растворителем и немного основной краски, которой окрашено изделие. Работа с патиной должна быть практически безошибочной. Повторное нанесение патины на металл на одно и тоже место дает некрасивый «плоский» эффект. При окрашивании отдельных элементов будьте аккуратны: если вы случайно «мазнули» рядом, просто закрасьте этот участок фоновой краской.
Статья по теме: Технология напыления металлов: основные способы металлизации изделий
На видео: нанесение патины на металл.
Патинирование металла
Чаще всего патину наносят на такие металлические изделия, как мебельная фурнитура, мангалы, каминные решетки, декор для лестниц и оград. Искусственная патина помогает предотвратить появление ржавчины и придает изделию привлекательный вид.
Перед патинированием металл следует правильно подготовить. Сначала его обезжиривают ветошью, смоченной спиртом или бензином, затем выдерживают в 10-процентном растворе любой кислоты. Обычно металл светлеет быстро. Затем изделие промывают и просушивают.
Состаривание металла выполняется несколькими способами.
1. Травление специальными составами
Этот способ подходит только тем, кто дружит с химией и умеет работать с химическими веществами. Каждый состав дает определенный цвет. Например, раствор серной печени окрашивает медь в различные оттенки серого.
2. Кузнечная патина
Так называется порошковая патина, которая перед работой разводится по инструкции производителя. Чаще всего используется краска золотого, серебряного, белого цвета. Для работы потребуется палитра и синтетические кисти.
Процесс:
- Выложите немного патины на палитру.
- С помощью кисточки, смоченной в сольвенте, разотрите краску.
- Продолжайте растирать, пока кисть не станет сухой.
- Медленно наносите патину на изделие, касаясь поверхности только кончиком кисти. Мазки должны быть небольшими и аккуратными.
- Старайтесь, чтобы покрытие получилось неравномерным, были видны потертости. Дайте краске полностью высохнуть.
Процесс довольно трудоемкий, но результат будет радовать вас много лет. Совет: не набирайте слишком много краски на кисть, иначе все испортите.
3. Поталь
Поталь – это тончайшие фольгированные листы металла, которые буквально приклеивают на поверхность изделия.
Сделать патинирование поталью совсем несложно:
- Обезжирьте поверхностью изделия и нанесите акриловую краску в два слоя, дайте высохнуть.
- Нанесите прозрачный клей для потали и разложите кусочки фольги в нужном порядке, придавливая их кисточкой.
- Дождитесь высыхания и покройте бесцветным акриловым лаком.
Каким бы способом ни выполнялось патинирование, следует обязательно зачистить металл от неровностей, загрязнений, жира. Для этого его обрабатывают шкуркой, покрывают шпаклевкой и краской.
Материалы для патинирования металла