Несмотря на то, что всё большую популярность обретают биметаллические отопительные батареи, многие люди в домашних условиях при отоплении своих частных жилищ продолжают отдавать предпочтение радиаторам из чугуна. Этот металл обладает способностью хорошо сохранять тепло, но у надежных и испытанных чугунных батарей есть одна серьезная проблема: по мере многолетней эксплуатации внутренность радиатора засоряется. Прохождение горячей воды по секциям затрудняется и без своевременной промывки они уже неспособны полноценно справиться с обогревом городских квартир.
Причины и признаки внутреннего загрязнения батарей
Причиной малой теплоемкости чугунных отопительных радиаторов может быть не только подача в них воды недостаточной температуры, но и внутреннее засорение радиатора. Это происходит в результате скопления в нем:
- Известкового налета, образующегося на внутренних стенках чугунных секций из-за длительного нахождения в них в течение отопительного периода воды высокой температуры. Для замедления известкования в воду, предназначенную для заливки в отопительные радиаторы, добавляются специальные химические компоненты, однако это не дает 100% эффекта и со временем накипь неизбежно накапливается в них.
- Частичек ржавчины, также возникающих внутри конструкции под действием влаги.
- Микроскопических частичек металла, проволочек и т.п.
- Поскольку полной герметичности чугунных секций достичь невозможно, внутри них постепенно накапливается внешняя пыль и грязь, попадающие в воду при смыве, когда она вливается в батареи либо сливается из них под большим напором.
С годами мелкий мусор скапливается внутри секций чугунной отопительной батареи, слипается в комки. Образуются более крупные пробки, которые полностью или частично перекрывают внутреннюю полость секций и становятся препятствием для нормального прохождения по ним теплоносителя. В результате батарея из чугуна вместо очень горячей становится чуть теплой. Если при этом чугунные звенья нагреваются неравномерно – одни секции горячие, другие нет либо батареи вверху теплые, внизу холодные, а общий отопительный стояк, проходящий сквозь этажи, сохраняет высокую температуру, можно быть уверенным, что причиной подобной ситуации является засорившийся радиатор. Восстановить нормальную теплоемкость поможет промывание, которое способно удалить грязь и продлить срок его эксплуатации еще на несколько лет.
Так как промыть чугунные батареи изнутри – не самая простая задача, для грамотного осуществления процедуры к ней необходимо подготовиться. Если нет полной уверенности, что всё получится правильно, лучше воспользоваться для этой цели услугами профессионального слесаря-водопроводчика.
Процесс промывки изнутри
Сама по себе чистка отопительной батареи из чугуна не представляет большой сложности. Основная проблема в том, что чугунный радиатор – тяжелая и громоздкая конструкция, разобрать и собрать которую быстро не удастся. Так как почистить батареи отопления внутри от пыли, накипи и ржавчины можно только в том случае, если они не заполнены водой, приступать к процедуре следует лишь после окончания отопительного сезона.
Когда батарея не очень старая, без следов ржавчины на стыках и не покрыта несколькими слоями краски, нужно попытаться снимать звенья радиатора по одному – гораздо легче очистить каждую секцию по отдельности, чем промывать всю конструкцию сразу. Но если такой возможности нет, перед хозяином встает вопрос: как промыть батарею гармошка внутри целиком. Для снятия конструкции могут понадобиться следующие инструменты:
- радиаторный ключ;
- зубило;
- молоток;
- небольшая кувалда;
- паяльная лампа;
- щетка с металлическим ворсом для мытья батарей изнутри.
Отсоединив с их помощью устройство от стояка, его нужно положить в большую емкость, например, в ванну, так как иначе прочистить и промыть батарею отопления, находящуюся в квартире, невозможно. Для большего удобства заниматься демонтажем и переноской цельного радиатора лучше вдвоем, чтобы не возникало риска уронить тяжесть.
Далее, необходимо приготовить промывочный раствор, поскольку обычной водой не получится полноценно растворить и вымыть грязевые пробки. Чаще всего для этой цели используют кальцинированную соду, растворив ее в кипятке из расчета 2-3 столовые ложки на литр воды.
Пошагово процесс промывки выглядит следующим образом:
- Кипяток осторожно залить в радиатор, с одной стороны закрыть заглушкой, затем, дождавшись пока через другое отверстие под давлением воды выйдет воздух, поставить такую же заглушку с другой стороны. Раствор должен заполнить батарею примерно на три четверти.
- Убедившись, что заглушки установлены плотно, ее нужно как следует встряхнуть, стараясь, чтобы вода проникла во все секции.
- Затем радиатор оставить в покое на час-полтора, после чего обстукать по периметру деревянным молотком, облегчая отход ржавчины и накипи.
- Подсоединив резиновый шланг к водопроводному крану, нужно открыть одну заглушку и подвести конец шланга к отверстию.
- Открыв кран, снять вторую заглушку.
Важно обеспечить максимальный напор водяной струи, чтобы она могла вымывать грязь. Для создания более сильного давления воды можно использовать компрессор. Чтобы не допустить засорения канализационных стоков плотными частицами грязи, на слив ванны желательно поставить защитную сеточку.
Прочищать засорившуюся батарею можно не только содовым раствором, но и средством для промывки автомобильного радиатора. Влив состав в полость отопительной батареи (дозировка определяется согласно прилагаемой инструкции), к нему добавляют горячую воду с таким расчетом, чтобы она была залита на две трети. В течение 3-4 часов ее необходимо периодически встряхивать через каждые 15-20 минут. Затем, как и в первом случае, к радиатору подсоединяют шланг и промывают большим напором воды.
Среди дешевых, но эффективных народных способов очищать чугунную батарею изнутри, можно упомянуть чистку при помощи молочной сыворотки либо уксусной эссенции. Эти кислотные вещества отлично растворяют ржавчину.
Чистить чугунные отопительные батареи необходимо с профилактической целью один раз в 2-3 года, не дожидаясь их засорения. Это убережет жильцов квартиры от проблем, связанных с обеспечением нормального теплового режима в холодное время года.
Меры против засорения
Полностью предохранить отопительные радиаторы от загрязнения невозможно. Но некоторые меры позволяют продлить сроки их беспроблемной эксплуатации. Как почистить батарею от пыли снаружи, знает любая хозяйка. Во время регулярных уборок их необходимо тщательно протирать влажной салфеткой и пылесосить, чтобы не допустить значительного скопления пыли, которая со временем неизбежно попадает внутрь через зазоры в стыках.
Большое значение в этом плане имеет правильная покраска отопительного радиатора. Количество краски на радиаторе не должно превышать 3-4 слоя, в дальнейшем старую краску перед нанесением новой нужно удалять. Особенно тщательно следует очищать от следов старой покраски места межсекционных стыков. Именно здесь в первую очередь появляются следы ржавчины, которая способствует сращиванию секций и создает серьезные препятствия при демонтаже, угрожая повреждением радиатора.