Как избавиться от царапин на машине: выбор средств

Царапины, возникающие на кузовных частях автомобиля, должны ликвидироваться как можно быстрее. Иначе нарушение слоя краски и лака будет разрастаться и может дойти до металла, образуя ржавчину. Чтобы провести восстановление поверхности своими руками, нужно понимать, какие материалы и в каких условиях помогают избавиться от царапин на машине.

Структура лакокрасочного покрытия автомобиля

Небольшие царапины на авто можно удалить своими руками

Поверхности кузова обрабатываются несколькими слоями из разных материалов. Способы и средства восстановления поврежденного участка зависят от того, до какого уровня доходит царапина. На металлический кузовной лист наносятся:

  • антикоррозийный грунт;
  • основная грунтовка под покраску;
  • базовый слой эмали;
  • защитный лак.

Царапины, сколы и другие повреждения ЛКП в зависимости от глубины проникновения разделяются на такие:

  • мелкие, затрагивающие только лаковый слой;
  • средние, повреждающие базовую краску и открывающие грунтовку;
  • глубокие, проникающие через всю структуру, и доходящие до металла.

Технология окрашивания кузова акриловыми эмалями не предполагает нанесение лакового покрытия. Эти краски обладают высокой износостойкостью, поэтому дополнительная защита им не требуется.

Если случилось поцарапать акрил, мелкими повреждениями считаются брозды, которые образуются на поверхности, не доходя до грунтовки.

Полировочные средства восстановления ЛКП после царапин

Убрать царапины, образующиеся на машине от веток или мелких камешков, можно нанесением на поврежденный участок восстановительного слоя. Методика применения средств для полировки поверхности зависит от их состава и вида, в котором они находятся.

Форма выпуска

Автополироли бывают жидкие, в виде пасты, крема или аэрозоля

По консистенции автополироли бывают:

  • твердые в виде пасты;
  • гелеобразные кремы;
  • жидкие;
  • аэрозольные.

Твердые пасты предназначены для интенсивного растирания по поверхности. В результате они создают крепкий и долговечный защитный слой, закрывающий и слабые потертости и полные повреждения лакового покрытия. Их можно применять для любых участков автомобильного кузова. Но растирание пасты своими руками требует значительных физических усилий и времени. Поэтому желательно использовать шлифовальные механизмы.

Жидкие и аэрозольные средства полировки легко наносятся и растираются. Но они не способны создать прочную защиту, поэтому образовавшийся слой приходится через некоторое время восстанавливать. Покрытие жидкими полиролями обычно нарушается через 2–3 мойки машины. К тому же эти средства удобны для обработки горизонтальных поверхностей автомобиля – крыши и капота. С вертикальных деталей они просто стекают вниз, а это дополнительный расход материала и необходимость удаления остатков после завершения работ.

 Золотой серединой считаются средства в виде крема. Они без особых усилий растираются вручную, а создаваемое ими покрытие выдерживает без разрушения 5–7 помывок кузова.

Состав полиролей

Прежде чем решить, какая полироль лучше удаляет мелкие царапины, нужно учесть свойства компонентов, из которых она состоит. По составу они разделяются на такие:

  • восковые;
  • абразивные с разной степенью зернистости;
  • синтетические.

Чисто восковые пасты и гели, не содержащие абразивных частиц, только заполняют борозды и шероховатости на лаковом слое. С их помощью можно убирать неширокие царапины, для устранения повреждений большой площади они малопригодны. Используются также для финишной полировки после восстановления поврежденного слоя краски.

Абразивные составы при растирании частично разрушают поверхность. Это необходимо для сглаживания поврежденного участка и его равномерного заполнения полиролью. Применять их для избавления от одиночных царапин не рекомендуется – вместе с устранением дефекта сотрется и значительный участок возле него.

Синтетические полировальные средства производятся на силиконовой или полимерной основе. В их состав включаются добавки, воздействующие на лаковое покрытие не абразивным, а химическим способом. По долговечности превосходят любые натуральные полироли – легко выдерживают до 10 моек. Но некоторые из них требуют при нанесении специального оборудования. При работе нужно соблюдать осторожность – их испарения до застывания токсичны. И по цене они дороже. Например, в Москве стоимость в 1,5–2 раза выше восковых и абразивных составов.

Советы по шлифовке

Чтобы не растирать полировочные материалы самостоятельно, используют шлифовальные машинки с мягкими кругами и с обязательной регулировкой вращения. Применять «болгарки» не рекомендуется – даже минимальное значение их оборотов выше требуемого для безопасной полировки. Можно полностью стереть лак до слоя краски.

Временно замаскировать незначительную царапину можно, используя народное средство. Мягкой тряпкой, смоченной в тормозной жидкости, слегка протереть дефект. При этом верхний слой лака растворяется и выравнивает поверхность.

После обработки повреждений полиролями необходимо воздержаться несколько дней от мойки машины.

Восстановление эмалевого покрытия

Повреждения и сколы, разрушившие слой краски и доходящие до грунтовки, тоже можно скрыть самостоятельно. Но в этом случае надо применять не только защитные, но и красящие вещества. Простым средством, совмещающим эти две функции, является карандаш для удаления средних царапин. Все их типы удобны в применении, а главная проблема – выбрать цвет, совпадающий с окраской автомобиля. Проще всего сверяться с каталогом RAL, номер по которому указан в паспорте машины. При невозможности точного подбора можно воспользоваться бесцветным автокарандашом. Он восстанавливает повреждение, но не меняет его окраску.

По способу нанесения содержимого разделяются на три группы.

Маркеры

По внешнему виду и принципу действия напоминают фломастеры. Красящее вещество по мелким капиллярам стекает вниз и переходит на реставрируемую поверхность. Просты в применении, но не создают надежного покрытия. Краску, нанесенную маркерами, приходится дополнительно защищать полировкой.

Восковые карандаши

Помимо красящего вещества, содержат в себе компоненты из полимеров или воска. Их состав более твердый, поэтому при нанесении нужно постоянно выдавливать содержимое из тюбика. Для лучшего растекания и адгезии можно нагревать восстанавливаемую поверхность феном. Карандаши создают надежное эмалевое покрытие, нуждающееся в только в финишной обработке лаком. Но для удаления повреждений большой площади не применяются.

Корректирующие или реставрационные карандаши

Автокарандаши применять очень просто

Жидкая краска находится в тюбике, крышка которого снабжена кисточкой. Содержимое перед покраской интенсивно взбалтывается. Закрашивание кистью удобно при обработке широких повреждений. Допускается нанесение нескольких слоев с промежутком в 15–20 минут. Подтекания удаляются мягкой салфеткой, а неровности сглаживаются мелкозернистой наждачной бумагой.

В автомагазинах покупателю предлагаются готовые наборы для устранения царапин, содержащие красящие карандаши, полироли, растворители, абразивные средства и микрофибровые салфетки.

Перед окрашиванием любым способом обязательно требуется зачистить и обезжирить обрабатываемую поверхность.

Устранение глубоких царапин

Избавляться от повреждений, сдирающих все слои ЛКП, в домашних условиях стоит только в крайних случаях. Металл быстро ржавеет, а ошибки при нанесении покрытия на плохо подготовленную поверхность приведут к коррозии самого кузова. Для восстановления обширных площадей потребуется краскопульт и опыт работ с красками. Самостоятельно можно удалить только одиночные глубокие царапины на машине.

Последовательность действий:

  1. зачистка поврежденного участка наждачной бумагой;
  2. обработка открытого металла удалителем ржавчины;
  3. обезжиривание поверхности;
  4. нанесение антикоррозийного покрытия;
  5. грунтовка всего очищенного участка;
  6. окрашивание в несколько слоев с помощью корректирующего карандаша;
  7. финишная шлифовка полиролью.

Пропуск любого пункта приведет к разрушению лако-красочного покрытия.

Восстановление внешнего вида поцарапанного бампера

Царапины на бампере устраняют теми же способами, что и на кузове

Удаление царапин на авто проводится не только на кузовных элементах. Хотя автомобильные бамперы изготавливаются из ударопрочного пластика, они также подвержены мелким повреждениям.

Царапины, затрагивающие только ЛКП, устраняются тем же способом и с применением тех же материалов, что и на кузове. Если же дефект дошел до пластика, то полировка не поможет. Восстановить поврежденное место можно, предварительно сняв слой краски и лака вокруг него. Неглубокие проникновения в пластик шлифуются наждачной бумагой; глубокие – заполняются шпаклевкой. Затем оголенный участок покрывается грунтовкой и окрашивается. Пластик не подвержен коррозии, поэтому ошибки при покраске не приведут к фатальным повреждениям.

Глубокие борозды на неокрашенных пластиковых деталях можно заделывать, разогревая их  строительным феном, а затем выравнивая размягченный материал. Но есть риск, что при перегреве деформируется сама поверхность.

Уход за окраской автомобиля

Даже неповрежденное лакокрасочное покрытие нуждается в регулярном обновлении верхнего защитного слоя. Самостоятельно восстановленные участки ЛКП требуют постоянного осмотра и контроля. Особенно если при их обработке применялись нестойкие материалы.

Правила, помогающие поддерживать сохранность ЛКП:

  • Авто нужно регулярно мыть и обязательно – перед постановкой в гараж на длительный срок.
  • При мойке избегать попадания прямых солнечных лучей на кузов.
  • Капот автомобиля мыть после остывания двигателя.
  • Применять автошампуни с воском и антикоррозийными добавками.
  • Ни в коем случае не удалять грязь с окрашенных поверхностей сухой тряпкой или щеткой.
  • Не реже одного раза в год покрывать все детали кузова защитными полиролями.
  • Восстановленные места дополнительно полировать 2–3 раза в год.

Способы сохранения ЛКП нанесением на всю поверхность кузова защитных пленок или средства «жидкий чехол» дают хороший результат. Но у них есть и обратная сторона – при их удалении велик риск повредить защищаемую покраску авто.