Уборка — комплекс мероприятий по наведению порядка в помещении. Процедура необходима для сохранения здоровья людей и поддержания эстетичного вида в доме или общественном учреждении. Структура уборки, необходимые приборы и допустимые средства прописаны в нормативных актах, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Согласно специальным документам, маркировка уборочного инвентаря считается необходимым условием, требующим строгого исполнения.
Инвентарь, необходимый для уборки
При наведении чистоты в доме люди обычно используют оборудование, которое наиболее удобно и практично для них. На общественные предприятия это правило не распространяется. Работники обязаны закупать предметы и средства для мытья и очистки, которые прописаны в регламенте.
Каждый отдельный предмет должен содержать маркер, объясняющий предназначение инвентаря. Допустим, на швабре для мытья пола в палате необходимо указывать, что предмет подходит только для пола в комнатах больных.
В каждом учреждении должны быть:
- швабра для мытья полов в коридорах и на лестницах;
- швабра для уборки туалета и ванных комнат;
- разные швабры для различных помещений;
- ведра;
- мопы с насадками;
- тряпки, щетки, ветоши, салфетки и губки для разнообразных нужд и различных типов поверхностей;
- тележки для перевозки инвентаря. Они позволяют перемещаться внутри помещения и перевозить необходимые предметы и устройства.
Классификация оборудования для уборки
Уборочный инвентарь разделяется на две крупные категории:
- профессиональные устройства;
- стандартные предметы.
Они отличаются по набору опций, качеству и стоимости. Моющие агрегаты, предназначенные для механической уборки, могут работать от сети или аккумулятора. В зависимости от этого появляется вероятность необходимого наличия розеток или покупки сменных батареек или зарядного устройства для аккумулятора.
Выбор приборов для уборки должен основываться на площади помещения и степени загрязненности. Согласно двум основным аспектам подбирается оптимальная мощность, емкость и другие характеристики устройств.
- Крупные предприятия: склады, вокзалы, торговые центры должны приобретать мощный и объемный инвентарь, который не только будет эффективно справляться со своей работой, но и не доставит дискомфорта посетителям.
- Небольшие офисы, образовательные и медицинские учреждения обычно вполне обходятся стандартным набором предметов.
Важно! Маркировка инвентаря для уборки помещений — важное правило, которое требует четкого соблюдения, независимо от типа общественного заведения. Маркировать предметы требуется яркими цветами — в частности красным. Это позволит не путать инвентарь и не распускать микробов по помещению.
Особого внимания заслуживают медицинские и образовательные учреждения. Маркировка инвентаря для уборки помещений в школе по санпину производится для небольшого количества приборов. Это касается швабр и ведер, предназначенных для мытья полов в коридоре, классах, столовой и на лестницах. Больницы и поликлиники подчиняются дополнительным нормативным документам, регламентирующим правила для конкретно этой сферы.
Схема цветового кодирования должна быть размещена в комнате хранения предметов.
Правила пользования инвентарем
Нормы, прописанные в бланках, требуется особенно тщательно соблюдать работникам медицинских учреждений и организаций, занятых в пищевой отрасли.
По правилам необходимо:
- Использовать уборочный инвентарь только по назначению. К примеру, туалетной шваброй нельзя очищать полы в палатах или столовых.
- Каждый предмет для уборки должен содержать маркировку или цветовое кодирование — набор символов, который позволяет понять, для чего предназначен инвентарь. Образец: маркировка швабры для туалета санпин производится так: на приборе для осуществления мытья красной краской прописывается слово «туалет». После этого становится понятно, что маркированный предмет может использоваться только в санузлах и нигде больше.
- Предметы должны не только производить качественную уборку помещения, но и сами подвергаться ряду мероприятий, направленных на очистку. Они должны быть помыты, обеззаражены, высушены и облучены.
- Инвентарь обязательно должен храниться в шкафу или стеллаже со свободным доступом.
Место хранения уборочного инвентаря так же играет немало важную роль. Поэтому правила, связанные с оснащением комнаты, прописаны в нормативных актах СанПиН. Для каждого общественного объекта прописаны свои нормы площади, а также пожаро- и взрывоопасности. Перед оборудованием комнаты для инвентаря стоит подробно ознакомиться с правилами пожарной безопасности.
Стандартный набор, необходимых предметов для комнат хранения уборочных приборов:
- раковины;
- краны для набора воды;
- поливочные краны в мойках;
- сифоны-отстойники.
Важно! В обязательном порядке в уборной должна присутствовать горячая и холодная вода.
Виды уборок
На данный момент можно выделить 3 основных типа уборки:
Влажный вид
Главный ингредиент, без которого невозможно провести такой вид чистки — вода. Обычно некоторое количество смешивается с моющим средством и используется для удаления загрязнений. Необходимым инвентарем считаются тряпки, швабры, распылители и важные салфетки.
Сухой тип
Способ не гарантирует идеальной чистоты, но отлично справляется с выведением пыли и сухих нестойких пятен. В основном уборка производится вручную. Для ее осуществления требуются пипидастры, тряпки, щетки, предметы для подметания или пылесосы.
Смешанная уборка
Такая разновидность удаления загрязнений содержит в себе и сухой, и влажный типы уборки. При осуществлении используется вода, моющие средства, подходящие для конкретных поверхностей, а также вещества, способные обеззараживать и убивать микробов.
Кроме того принято разделять уборки на несколько классификаций согласно частоте их проведения. Таким образом, существует также 3 вида.
- Ежедневная или текущая очистка помещения;
- Еженедельное удаление загрязнений;
- Генеральная уборка.
Важно! По способу осуществления уборку можно поделить на ручную и механическую.
- Первый тип подразумевает выведение пятен с помощью ручных веников, щеток, швабра, тряпок и совков.
- А второй вид позволяет использовать автоматические приборы, значительно упрощающие процесс. Инвентарем являются пылесосы, которые могут быть оснащены пылесборником или аква-фильтром. Кроме того, существуют моющие устройства, которые активно производят влажную очистку от загрязнений. В спектр предметов для механической уборки могут входить парогенераторы и машины для подметания и мойки.
Важные требования к маркировке и клинингу
Соблюдения норм регулярно проверяются специальными службами. На любом общественном предприятии необходимо строго выполнять ряд правил.
- Минимальная площадь комнаты, выделенной под хранение предметов для уборки, 4 квадратных метра.
- Инвентарь в обязательном порядке должен иметь цветовое кодирование или маркировку. Маркировка уборочного инвентаря должна производиться строго по санпину.
- Кодированию подвергается и бельевой инвентарь. Грязное белье должно быть собрано в закрытые полиэтиленовые мешки или бельевые тележки с маркировкой.
- Нормативы СанПиНа обязаны соблюдать больницы, поликлиники, школы, детские сады, гостиницы, общежития, рестораны и другие общественные и учебные места.
Важно! В большинстве общественных заведений уборка производится ежедневно. Комплекс мероприятий направлен на очистку загрязнений, обеззараживание и проветривание помещений. Обязательно каждый день должны убираться общественные туалеты, места общепита и другие комнаты.
В спектр обязательных предметов, подвергаемых очистке, входят:
- столы и стулья в столовых;
- духовые шкафы, моющие поверхности, холодильники и плиты;
- унитазы;
- раковины;
- предметы мебели;
- поверхности подоконников, стен, полов, а также рабочие поверхности.
Важно! Уборка производится либо дважды в день — с утра и перед закрытием, либо 1 раз в сутки в установленное время. Чистота на кухне и в санузлах должна поддерживаться в течение всего рабочего дня. Остальные предметы подвергаются очистке во время генеральной уборки.
В случае если уборщик не справляется со своим предназначением, на помощь приходят специалисты из клининговых служб. Работники обязуются тщательно произвести комплексную уборку и обеззараживание помещений.
Соблюдение санитарных условий в помещении — необходимый фактор, от которого зависит не только внешний вид заведения, но и здоровье сотрудников и посетителей.