Ремонт и восстановление автомобильных аккумуляторов своими силами

Как проверить аккумулятор — возможно ли восстановление?

В первую очередь снимите аккумулятор с автомобиля и оботрите чистой тряпкой. Поставьте его на стол и внимательно осмотрите. Возможно, в одной из стенок корпуса трещина, через которую вытек электролит. Не забудьте осмотреть нижнюю часть аккумулятора (для этого слегка наклоните его). Если трещин нигде нет, снимите пластиковую планку, которая закрывает заливные отверстия. Загляните в них – уровень электролита должен быть на 1-2 ниже крышки аккумулятора.

Если электролит ниже, возможно, регулятор напряжения генератора автомобиля не справляется со своей работой, из-за чего напряжение заряда оказывается выше необходимого. В результате электролит закипает и пар выходит через сапуны (маленькие отверстия диаметром около миллиметра) заглушек заливных горловин.

В ближайшем магазине автозапчастей купите прибор под названием «ареометр». Без него вы не сможете оценить состояние аккумулятора. Плотность должна быть в пределах 1,22-1,3 г/см3. Если плотность ниже, аккумулятор необходимо зарядить. Если же плотность укладывается в эти значения, необходима более серьезная диагностика. Проверять плотность электролита необходимо и во время доливки дистиллированной воды, чтобы восстановить уровень электролита.

Как восстановить нормальную работу (емкость и плотность) автомобильного аккумулятора?

Если батарея перестала удерживать заряд, всегда остается надежда на восстановление. А значит надо пробовать. Рассмотрим способы ремонта батареи в зависимости от ее типа и причины неисправности.

Самая распространенные причины — засульфатированность пластин, выход из строя отдельных банок. Также часто АКБ разрушаются или замыкаются.

Восстановление обслуживаемой батареи

Термин «обслуживаемая» означает, что есть доступ к банкам батареи. Снимаем АКБ с автомобиля, снимаем пробки, убеждаемся в наличии необходимого уровня и плотности электролита. Восстановление сухого аккумулятора всегда начинается с заливки дистиллированной воды и электролита.

Помните, что для приведения плотности электролита в норму (около 1,28) в 90% случаев нужно доливать дистиллированную воду, а не электролит! В процессе работы и зарядки первым делом испаряется вода, т.к. она легче, и лишь когда она «закончится» начинает испаряться электролит.

Заряжаем полностью аккумулятор. Проверяем напряжение: если 11-13 вольт, пробуем дальше. Подключаем нагрузку 100-200 Вт и смотрим, как падает напряжение. Если до 6-7 вольт, то скорее всего батарея где-то закорочена и восстановить ее практически невозможно или сильно трудозатратно. Если до 10-12 вольт — то скорее всего из-за засульфатации пластин или не работает 1-2 банки. Хороший признак, если спустя некоторое время напряжение вырастет — т.е. проблемная банка/и «начинает одумываться».

Как определить проблемную банку? Как правило, обычно это первая банка от минусовой клеммы т.к. на нее приходится максимальная нагрузка. Когда батарея заряжена, в банках начинается газообразование и испарение в воды, в проблемной банке этого не наблюдается, а зарядку она больше не принимает из-за высокого сопротивления уже заряженных.

Из данной ситуации есть 2 выхода: либо полностью разрядить все банки и заряжать, либо зарядить только проблемную банку. Полная разрядка вредна для любого аккумулятора, а проблемный может привести к кончине, поэтому рекомендован второй вариант. Для этого очищаем (при помощи салфетки и отвертки) пластинки банки (а можно и всех банок). Подключаем при помощи пайки, зажима или просто свинцовой проволоки один контакт зарядки к пластине банки (проще к минусовой), а второй к клемме батареи. Заряжаем небольшим током. Следим за банкой: если будет греться и/или сильно шипеть, то есть короткое замыкание и восстановить не получится. По изменению цвета пластин, напряжению (около 2,2 вольта) и газообразованию определяем окончание зарядки.

Надеемся, вам удалось вернуть к жизни свою АКБ, подробности процесса можете посмотреть в видео:

Восстановление необслуживаемой батареи

Что делать, если аккумулятор необслуживаемый, т.е. нет доступа к банкам? Об этом следовало подумать еще на этапе приобретения батареи — т.к. такой тип выгоден, главным образом, лишь производителям. В легком варианте следует воспользоваться планом А из предыдущего пункта: уровнять напряжение в банках путем разряда и последующей зарядки. Для этого подключаем небольшую нагрузку 50-100 Вт (одна — две лампочки) и медленно разряжаем батарею до 7,2 вольта (1,2 на банку). После этого заряжаем около суток. Даем остыть электролиту и вновь разряжаем. Повторяем несколько раз и надеемся на лучшее. Подробности восстановления необслуживаемого аккумулятора на видео:

Следует понимать, что в батарее может быть недостаток воды: в необслуживаемом варианте все равно есть отверстия для выкипающей жидкости, в противном случае АКБ может просто разорвать

Если же вы уверены в своих способностях мастера, то в сложном варианте мы делаем необслуживаемую батарею обслуживаемой: аккуратно, чтобы не попасть на пластины и не создать короткое замыкание, сверлим отверстия диаметром 10-12мм (в зависимости, от того, какие пробки нашли) в крышке.

Можно ли восстановить работоспособность литиевых аккумуляторов

Хотя литиевые батареи по многим показателям превосходят кислотно-свинцовые, они имеют целый ряд противопоказаний, которые не позволяют использовать их массово. В частности, они боятся отрицательных температур и плохо переносят как перезаряд, так и глубокий разряд.

Можно ли зарядить литиевый аккумулятор автомобиля при глубоком разряде? Давайте разбираться.

В таких АКБ предусмотрена защита от воспламенения, реализуемая с помощью достаточно сложной и дорогостоящей схемой. Одной из её компонентов является специальный диод, который при наступлении «часа Х» переполюсуется, не пропуская заряд в требуемом направлении. Чтобы зарядка осуществлялась, его нужно активировать. Это достигается при подаче напряжения номиналом 3,10-3,20 В. Самостоятельно такую операцию проводить настоятельно не рекомендуется.

Советы по уходу за автомобильными аккумуляторами

Придерживаясь правил и советов по уходу за АКБ, можно продлить срок их жизни чуть ли не в 1,5 раза.

  1. Если источник питания слишком сильно загрязнился, его нужно промыть и очистить.
  2. Не оставлять восстановитель энергии на сильном морозе в течение продолжительного времени.
  3. Запрещается оставлять устройство на зарядке слишком долго. После того как электролит немного покипел, необходимо отключить зарядное устройство от электросети.
  4. Следить за плотность электролита при помощи ареометра. Проверять его примерно раз в полгода, а лучше чаще.
  5. Следить за правильной работой генератора. Если он не будет работать, аккумуляторная батарея быстро выйдет из строя.
  6. При возникновении процесса сульфатации необходимо немедленно избавиться от него.
  7. Следить за цветом электролита. Если он бесцветный, то всё в порядке, но если цвет изменился на любой другой, то аккумулятор требует замены.

Восстановление свинцово-кислотного аккумулятора после глубокого разряда

Несколько достаточно кардинальных способов мы уже описали. Но существуют и другие, не требующие вмешательства в конструкцию батареи. Например, можно попробовать многократную зарядку при условии применения тока малого номинала.

Заряжать аккумулятор после глубокого разряда для восстановления его ёмкости можно и методом подачи высокого напряжения на протяжении довольно длительного промежутка времени. Способ, требующий нескольких итераций.

Часто применяют и более трудоёмкий способ вывести АКБ из «комы»: осуществляют полную зарядку, затем сливают весь электролит, осуществляют промывку сначала обычной водой, а затем спецсредством (например, раствором аммиака с добавлением двухпроцентного трилона Б). Промывку осуществляют по закрытому контуру 30-45 минут, после чего раствор сливают и промывают батарею дистиллированной водой. И только после этого заливают свежий электролит и ставят АКБ на зарядку.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Из-за чего происходит сульфатация и как её избежать?

Для начала, давайте, перечислим причины сульфатации:

  • Эксплуатация АКБ при температуре выше +40 градусов Цельсия;
  • Постоянный кратковременный перезаряд или однократный длительный;
  • Хранение батареи в разряженном состоянии;
  • Подача серьёзной нагрузки, когда аккумулятор сильно разряжен;
  • Нагрузка при низкой температуре.

Как понять, что произошла сульфатация пластин:

  • Падение ёмкости АКБ;
  • Сильное кипение, газообразование;
  • Повышенный потенциал на электродах;
  • Пластины покороблены, происходит их нагрев.

Предотвращение сульфатации пластин и других неисправностей аккумулятора:

  • Раз в квартал следует проверять уровень электролита в банках и мерить плотность;
  • При зарядке АКБ используйте ток не больше, чем 1/10 от номинальной ёмкости батареи;
  • В холодное время года можно довести плотность электролита до 1,4 г/см. куб.;
  • В сильные морозы не рекомендуется оставлять авто на открытом воздухе. Это может привести к замерзанию электролита и повреждению пластин.

Как восстановить замкнутые банки аккумулятора — инструкция.

Способ №1 – тщательная промывка батареи и заливка в нее нового электролита.

Слейте с поврежденной банки весь электролит

Делать это нужно очень осторожно, используя средства индивидуальной защиты, кислота ведь! После слива сделайте большой вырез в пластиковой поверхности (удалять пластик следует строго в верхней части замкнутой банки). Внутри АКБ вы увидите набор пластин, которые имеют соединения в виде дорожек с соседними банками. Эти соединения можно распилить (для этого удобно использовать ножовку)

Извлеките пластины (сразу для себя пометьте, как они стояли, это нужно, чтобы не перепутать полярность на этапе сборки) и тщательно промойте их в дистиллированной воде, чтобы удалить кислоту, присутствующую внутри. Визуально определите место замыкания: частица свинца может замыкать между диэлектриком и пластинами, а, может, проблему создает осадок от пластин, значительно накопившийся на дне банки. После полного удаления осадка опустите пакет пластин на прежнее место и соедините его с помощью перемычек с соседними пакетами – паяльником или специальным приспособлением. В любом случае не забудьте в место спайки добавить свинцовый присадочный пруток. Он сделает соединение более надежным. Запаяйте эпоксидными смолами с применением клеевых растворов срезанный на начальном этапе пластик, а после залейте в банку электролит и поставьте АКБ на зарядку. Если вы все сделали правильно, ваш аккумулятор после этого снова начнет выдавать напряжение 13 В

Эти соединения можно распилить (для этого удобно использовать ножовку). Извлеките пластины (сразу для себя пометьте, как они стояли, это нужно, чтобы не перепутать полярность на этапе сборки) и тщательно промойте их в дистиллированной воде, чтобы удалить кислоту, присутствующую внутри. Визуально определите место замыкания: частица свинца может замыкать между диэлектриком и пластинами, а, может, проблему создает осадок от пластин, значительно накопившийся на дне банки. После полного удаления осадка опустите пакет пластин на прежнее место и соедините его с помощью перемычек с соседними пакетами – паяльником или специальным приспособлением. В любом случае не забудьте в место спайки добавить свинцовый присадочный пруток. Он сделает соединение более надежным. Запаяйте эпоксидными смолами с применением клеевых растворов срезанный на начальном этапе пластик, а после залейте в банку электролит и поставьте АКБ на зарядку. Если вы все сделали правильно, ваш аккумулятор после этого снова начнет выдавать напряжение 13 В.

Но не думайте, что теперь аккумулятор можно ставить в авто и спокойно ездить! Прежде – проведите диагностику всей электрической цепи автомобиля, ведь раз ваша АКБ так быстро вышла из строя, скорее всего, имеет место ее перезаряда. Если этого не сделать, любой установленный вами аккумулятор будет иметь весьма скоротечный период «жизни».

Способ №2 – замкнуть пластины банки.

Всем тем, кому первый способ не помог, можно попробовать поступить следующим образом.

  1. В крышке аккумулятора прорежьте отверстие на всю длину и ширину неработающей банки. Будьте крайне аккуратны, чтобы не задеть стенки «нормальных» банок.
  2. Слейте электролит.
  3. Замкните 2 контакта, между которыми лежат пластины, металлической пластиной (за ее отсутствием можно взять алюминиевую проволоку). Это удобнее всего сделать, прикрутив к ним на саморезы.
  4. Запаяйте недостающую часть крышки, влейте электролит в отремонтированную банку и поставьте АКБ на зарядку.
  5. Как и в предыдущем варианте, чтобы больше не думать над тем: замкнула банка аккумулятора, что делать? – проведите тщательную диагностику авто и только после этого возвращайте АКБ на место.

Повышение плотности электролита

  1. Предварительно надо замерить плотность в каждой банке аккумулятора, соотнести с нормой по климатической зоне.
  2. Повышение плотности происходит путем долива электролита большей плотности. Для этого грушей убираем старый раствор и наполняем новым по объему вдвое меньше старого.
  3. Потрясти аккумулятор, не переворачивая его для смешивания жидкостей.
  4. Проводится контрольный замер плотности, повторяя при необходимости процедуру до достижения требуемых значений.
  5. Остаток объема дополняем дистиллированной водой.
  1. Как установить фаркоп на автомобили KIA своими руками инструкция что понадобится для установки где купить и видео
  2. Пусковое устройство для автомобиля своими руками: 4 работающие схемы ПЗУ
  3. Не работает обогрев заднего стекла автомобиля ремонт нитей и восстановление обогревателя своими руками по инструкции с видео
  4. Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками: простые и мощные схемы зарядок АКБ автомобиля и инструкции по изготовлению

Что не так с аккумулятором

Автомобильная аккумуляторная батарея обычно представляет собой закрытый пластмассовый контейнер, внутри которого находятся свинцовые пластины – положительные и отрицательные, составляющие гальваническую пару. Как правило, они омываются раствором серной кислоты, также называемым электролитом. На клеммы электродов может поступать ток от зарядного устройства или генератора. Ну, а когда АКБ накопит достаточно амперчасов, она сама становится источником электроэнергии, расходуемой на запуск двигателя, работу приборов и освещение.

Генератор автомобиля в ходе его движения восполняет энергозатраты, но может оказаться, что накопленного тока недостаточно хотя бы для того, чтобы нормально завести двигатель. Что поделать – время берёт своё, и даже при корректной эксплуатации машины пластины аккумулятора изнашиваются.

Однако в большинстве случаев такую АКБ можно восстановить. Способов придания аккумулятору «второго дыхания» существует немало, но для того, чтобы выбрать наиболее применимый, нужно определить причину отказа устройства выдавать нужное количество электроэнергии.

Советы по уходу за АКБ

Чтобы аккумулятор работал без перебоев, за ним нужно постоянно и грамотно ухаживать и выполнять несложные советы:

  1. Регулярно придется наблюдать за электролитом и его плотностью. Основной причиной закипания является перезаряд или перегрев устройства. Чем быстрее обнаружится проблема, тем больше шансов на восстановление.
  2. Если в зимний период автомобиль не используется, то аккумулятор нужно снять и поместить в хорошо отапливаемое помещение. Если АКБ замёрзнет, то восстановить уже не получится.
  3. Номинальный ток — 0,1 от ёмкости всей батареи. Если этот порог повысится, то прибор не восстановится.

Рекомендуем: Сколько нужно и можно долить электролита в аккумулятор

Это очень простые советы по поддержанию аккумулятора в должном состоянии. Не следует пренебрегать ими. Только в таком случае батарея будет работать долгие годы без перебоев. Восстановление аккумулятора автомобиля — дело не сложное, но потребуется приложить усилия и изучить основные неисправности. Изучив все советы, можно понять, как восстановить автомобильный аккумулятор своими силами.

Способы восстановления Аккумулятора

Каждого автомобилиста интересует вопрос о том, как продлить срок эксплуатации аккумулятора или как восстановить его работу.

И все же если вы пропустили или проигнорировали некоторые советы, касающиеся эксплуатации устройства, не стоит отчаиваться, ниже мы расскажем, какие есть способы восстановления функционирования данного прибора.

Использование КТЦ

КТЦ (контрольно-тренировочный цикл), данная процедура способствует восстановлению емкости и избеганию процесса сульфатации. Процедура КТЦ состоит из нескольких этапов разряда и заряда аккумулятора.

Для этого нам понадобятся:

  • Зарядное устройство.
  • Устройство для контроля напряжения – вольтметр.
  • Устройство для контроля уровня плотности электролита – ареометр.
  • Лампочка.

Итак, для начала полностью заряжаем аккумулятор

Важно, чтобы во время зарядки крышки с банок были сняты. Батарею следует заряжать от 6 до 8 часов

По завершению процедуры с помощью ареометра необходимо проверить уровень плотности электролита в каждой банке отдельно – показатель должен быть равен 1,27 г/см. куб. По необходимости в банки добавляется дистиллированная вода либо серная кислота, после чего батарея ставится на зарядку еще на полчаса.

Режим многократной зарядки

Не менее простым методом восстановления правильной работы аккумуляторной батареи, предлагаемым специалистами автодела, является проведение нескольких этапов заряда прибора с перерывами. Изначально необходимо установить уровень тока до показателя 0,04 от номинального объема аккумулятора. После 8 часов проведения зарядки необходимо сделать 12-часовой перерыв (не более 16 часов).

Перерыв необходим для выравнивания внутренних потенциал и внешних свинцовых пластин, выполняется диффузия плотного электролита в промежутки между электродами.

После перерыва возобновляется процедура заряда аккумулятора. Рекомендуется провести не менее 5 таких процедур

В ходе увеличения объема будет увеличиваться уровень плотности электролита, в результате чего его необходимо разбавлять дистиллированной водой и контролировать показатель уровня, важно держать его в пределах нормы

Химические средства

Итак, для начала необходимо выполнить полную зарядку аккумуляторного устройства, после чего важно слить весь электролит. Теперь необходимо промыть емкость дистиллированной водой, не менее трех раз

Для следующего этапа промывки берем раствор 5% (вес.) аммиака и 2% (вес.) Трилона В. Заливаем его в емкость предварительно очищенную с помощью дистиллированной воды, с которой был вылит электролит, и оставляем на час.

Внутри будут наблюдаться брызги и активное газовыделение, это идет процесс десульфатации. По завершению газовыделения, процедуру можно считать завершенной. Теперь сливаем жидкость с аккумулятора и снова промываем емкость с помощью дистиллированной воды (2-3 раза). Теперь наполняем батарею новым электролитом и проводим полную зарядку.

Если наблюдается сильная сульфатация, то восстановление аккумулятора таким раствором можно провести пару раз. Однако отметим, что такой раствор невозможно приготовить самостоятельно, рекомендуется обратиться к специалисту.

Импульсный ток

Данный способ поможет решить проблему замыкания в банке аккумуляторной батареи, многие не знают о таком методе либо не рискуют его использовать, однако, по отзывам многих автолюбителей можно с уверенностью сказать, что метод выжигания с помощью импульсивного тока довольно эффективен.

Подключаем аккумулятор к источнику, вырабатываемому большой ток (в данном случае это не менее 100 ампер). Очень часто с такой целью используется сварочный аппарат. Замыкание в банке выжигается в результате двухсекундного прохождения такого тока.

В процессе срока своей службы электрическому сердцу автомобиля может потребоваться «лечение». Когда поломка произошла из-за заводского брака и в гарантийный период, то тут вопрос замены очевиден. Если это происходит или при неправильном режиме эксплуатации, хранения или физическом воздействии на него (ударе при ДТП), то выбор остается небольшой. В одних случаях АКБ восстановлению не подлежит и его необходимо менять, но некоторые повреждения вполне устранимы в зависимости от желания, наличия прямых рук или отсутствия финансов на покупку новой.

Какой ремонт можно произвести своими руками?

Аккумулятор является одной из самых сложных для ремонта частей авто. Многие принимают решение произвести замену АКБ, так как она больше не выполняет свои функции в полном объёме. Однако в ряде случаев существует возможность осуществить ремонт аккумулятора автомобиля своими руками.

Неопытные водители чаще всего не проводят регулярного осмотра состояния транспортного средства. Но даже владельцы автомобиля со стажем, которые осведомлены, как правильно обслуживать аккумулятор, забывают производить элементарные процедуры. А ведь с их помощью можно диагностировать повреждение на ранних стадиях. Итак, что нужно делать:

Если водитель имеет определённые навыки работы с автомобилем, например, знает, как снять крышку с аккумулятора или как разобрать АКБ, то можно самостоятельно устранить ряд повреждений:

Рассмотрим подробнее каждый вид ремонта, который можно осуществить своими руками.

Трещины в корпусе

Механические повреждения в корпусе в большинстве случаев можно устранить самостоятельно. Но возможность восстановления аккумулятора зависит от степени неисправности. Повреждения не должны быть связаны с целостностью сепараторов и пластин. Основная разновидность механических неисправностей – трещины пластмассы, которые возникают по следующим причинам:

Ремонт автомобильных аккумуляторов можно осуществлять с помощью тепловой сварки. Это простой и универсальный способ, который помогает восстановить повреждённый корпус. Чтобы осуществить такой ремонт, необходимо знать, как правильно запаять аккумулятор автомобиля. Существует два метода такого восстановления: с заплаткой и без.

Алгоритм выполнения ремонта первым методом включает в себя следующие действия:

При починке без заплатки применяется припой, изготовленный из пластмассы. Причём такой метод используют исключительно при несущественном повреждении.

В ряде случаев небольшие трещины можно устранить с помощью клея, предназначенного для восстановления дефектных участков. Однако не все имеют представление о том, как заклеить аккумулятор автомобиля. Во время осуществления работы необходимо следовать следующей инструкции:

Восстановление клемм

Одним из распространённых повреждений клемм является появление трещин. Их можно устранить по-разному. С одной стороны, многие автовладельцы покупают новый механический зажим. Это связано с его невысокой стоимостью. С другой стороны, опытные водители знают, что ремонт клемм АКБ можно осуществить с помощью стандартных инструментов, цена которых значительно меньше новой детали.

Замена клемм аккумулятора осуществляется по определённой схеме:

Возникают ситуации, в которых клеммы аккумулятора окисляются. Причина такого процесса лежит в попадании на них паров электролита. Это приводит к нарушению согласованности в работе между клеммами и штырями. Следовательно, возникает необходимость в ремонте. Однако не все автомобилисты знают, как самостоятельно очистить клеммы аккумулятора от окиси. Для этого рекомендуется использовать гибкий абразивный материал с небольшим зерном. Чтобы предотвратить дальнейшее окисление, после проведения ремонта клеммы необходимо смазать вазелином.

Борьба с сульфатацией пластин – варианты десульфатации

Покрытие пластин сернокислым металлом является самой распространённой причиной нарушения производительности АКБ. Чтобы понять, как починить аккумулятор с подобной неисправностью, необходимо знать, что лежит в основе такого повреждения:

Отличительными признаками сульфатации пластин выступают:

Последний признак является главным показателем, так как появление такого вещества ведёт к сокращению ёмкости АКБ. Это объясняется тем, что свинец не может раствориться в электролите.

Ремонт аккумуляторов с подобными неисправностями или десульфатация пластин в основном осуществляется с помощью двух методов:

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Оцените статью
Добавить комментарий

Выберите лишнее изображение, чтобы отправить комментарий

Популярный материал:

Как вывести пятна с одежды в домашних условиях своими руками
Уход за стиральной машиной: как почистить и убрать накипь
Как отмыть дом правильно и избавиться от ржавчины, пыли и запаха
Как очистить энергетику в квартире: помгут ли народные средства, серебро, золото
Как отстирать ковёр, чтобы краска в нём не пропала после уборки
Как отбелить кроссовки любого размера: хорошая и быстрая стирка белой обуви
Что забывают чистить при текущей уборке: холодильник, пылесос, утюг, чайник
Дезинфекция от муравьёв, клопов и тараканов