Зимой очень часто можно услышать беседы городских жителей о том, что где-то, на кого-то упала с крыши снежная лавина, во дворе такие сугробы, что нельзя пройти, скользко – падают и травмируются люди, выпал снег, а власти ничего не предпринимают для его устранения. Такие разговоры быстро набирают обороты и переходят в достаточно оживленную дискуссию, порой доходящей даже до конфликтов. Но недовольные жители при этом сами ничего не решают.
В основном дело в незнании и неосведомлённости о том, кто отвечает за выполнение, кто исполняет и какие правила уборки снега существуют. Зная это все, многие люди могли бы без скандалов и претензий пережить зимнее время, а в случае необходимости, рассказать в соответствующей службе о существовании проблемы.
Кто отвечает за соблюдение и исполнение уборки
Придомовая территория – это площадь возле многоэтажного дома, где в основном размещается детская площадка, стоянка, гаражи, клумбы и прочее. Не всегда эта зона соответствует желаемому внешнему виду: наличие мусора, снежных сугробов и общее ненадлежащее состояние заставляет возмущаться жителей дома. Поэтому следует знать, кто несет ответственность за уборку этого участка и куда обратиться за помощью.
Соблюдать порядок и выполнять уборку на придомовой площади должны:
- управляющая компания;
- сотрудники ЖК, ТСЖ, ЖСК;
- подрядные фирмы, которых ЖК, ТСЖ, ЖСК выбрало в качестве исполнительных служб;
- сами жители дома (возможно, в качестве субботников).
Нормы уборки имеют примерно такое содержание:
- Снежный покров перемещается на 2 метра с проезжей части и тротуара в кювет.
- Убранный снег сбрасывается на сугробы или складируется валами.
- В первую очередь осадки счищают на территориях подверженных быстрому втаптыванию.
- Проезжие участки и тротуары должны полностью быть освобождены от снежного покрова.
- Пешеходные зоны, детские площадки и тропы к мусорным контейнерам обязаны посыпать химическими реагентами, которые послабляют и предотвращают скольжение.
- Места, где размещены канализационные люки, полностью убираются от обледенелости и снега.
- Обязательно взрыхляется снежный покров, находящийся на клумбах в зоне высадки и роста декоративных растений.
- Проводится уборка возле входа в подвалы.
По поводу правил уборки территории в зимнюю пору, утверждать, что должно быть так, как выполняют её в соседней области или на другом конце города – нельзя, потому что нормы уборки регламентируются у всех по-разному. Регионы – в зависимости от характерных географических и климатических условий, дома – от индивидуального соглашения и договора со своей организацией.
Какие сроки уборки после снегопадов
Уборка зимних осадков имеет свои нормативные правила, они заключаются в следующем:
- О том, что ожидаются снегопады, синоптики информируют коммунальщиков заранее, обычно, осведомление ответственных служб должно составлять не менее 4-х часов до начала сильных осадков. За это время рабочие должны полностью подготовиться к непогоде: вооружится необходимым инвентарем, реагентами и покрыть ими оживленные проезжие части, крутые спуски, подъёмы, пешеходные тропы.
- Периодичность очищения дворовых территорий в снежную погоду составляет около 3 раз в 24 часа (если погода благоприятная, достаточного одного раза).
- Если из-за снегопадов на придомовой зоне продвижение невозможно или сильно затруднено, уборка проводится безостановочно. Но специалист может чистить не весь периметр, а лишь пешеходную тропу, ширина которой равна 3 метрам, чтобы возобновилось беспрепятственное прохождение.
- Работа дворников должна утром начинаться после 7 часов, а заканчиваться (во время значительных снегопадов) не позже 23.00. За это время желательно каждые 4 часа полностью заменять смену рабочих.
- Образовавшиеся в результате уборки непроходные зоны, снежные валы не должны превышать 80-100 см в высоту и 150-200 см в ширину. Такие сугробы должны быть вывезены со двора в течение 2-9 суток.
Для чистки тротуаров периодичность эффективной работы соответствует несколько другим аспектам:
- количество выпавших осадков;
- класс проходимости для тротуара (1 – слабая проходимость, 2 – средняя, 3 – высокая);
- температура воздуха.
Например, тротуар с плохой проходимостью во время снегопада в -2 градуса следует убирать раз в 3 часа. Если температура выше, а снегопад прекратился, достаточно 1 раза в три дня.
Но каждая область имеет свои особенности и ровнять всех под одни нормы не следует потому, что северная часть страны, характеризующая постоянными и большими осадками, часто нуждается в непрерывной работе. А в Москве насчитывается 5 классов проходимости по тротуарам, причем это зависит от количества проходящих людей в час.
Регламент механизированной и ручной чистки
Согласно регламенту проведения уборки и чистки придомовых площадей от снежных и ледяных масс, используется два основных вида чистки территории:
- Ручная – основная, для дворовых площадок, тротуаров, магазинов и прочих мест, куда невозможно применить снегоуборочные машины. К тому же, это намного экономней как для городского, так и для частного (в случае ответственности подрядных фирм) бюджета. В таком варианте работа проводится уборщиками, которые применяют в процессе борьбы с непогодой лопаты, метлы, ломы и прочий инвентарь.
- Механизированный – способ, включающий в себя использование специализированной транспортной техники. Этот метод уместен будет на широких дворовых тротуарах, проездах, парковках, площадях возле магазинов, развлекательных центрах и других важных местах города, нуждающихся в обязательной расчистке.
Для применения механизированной очистки от снега следует учитывать габариты и проходимость спецтехники, поскольку автопарк коммунальных служб должен вмещать в себя самосвалы, трактора, мини-трактора, прицепы и прочие снегоуборочные машины. Данный способ делает расчистку снега намного быстрее и не менее качественно, чем при ручной уборке.
Какая техника и средства используются
Приспособлений для очистки от снега достаточно, но при его выборе следует учитывать много нюансов, основным из которых будет ручной или механический способ уборки.
Самым простым и доступным для каждого является снегоуборочная лопата. Это специальный инструмент, для изготовления которого используют пластик или дерево, что главным образом и отличает такой инвентарь от обычной лопаты.
Снегоуборочная лопата имеет вид ковша (прямоугольной, трапециевидной формы) с высокими краями (бортиками). Это эффективный, популярный и манёвренный инструмент, но используется на небольших территориях, так как для работы с ним тратится много сил, энергии и времени.
Альтернатива лопате – скребок. Он станет уместным при наличии ледяной прослойки под снегом или гололеде. Конечно же, сил в работе с ним тратится значительно больше, чем при применении лопаты, но конечный результат получится лучше.
Второе, чем должны быть вооружены все коммунальные предприятия – реагенты. Это химические вещества, обладающие антискользящими, антигололедными и антикоррозийными свойствами. Их действие одинаково хорошее, разница лишь в цене и влиянии на предметы и вещи, которые к ним соприкасаются.
К примеру, смесь с соли и песка – прекрасное средство, самое доступное, но сильно портит обувь. А жидкий реагент, в состав которого входит хлорид магния и калия, будет дороже, но он минимизирует негативное воздействие реагентов на металл. Смесь, которая состоит из мраморной крошки и песка, не уступает двум предыдущим, но на ней могут экономить, потому что её стоимость для многих бюджетов играет важную роль.
Есть смеси с каменной солью и гранитной крошкой, они способны быстро убрать снежный и ледяной покров, снизить число автомобильных аварий и травматизма у пешеходов благодаря хорошему сцеплению, способности плавить лед и действовать при температуре до -30 градусов.
Песчано-соленые твердые смеси – доступная цена, легкость в применении, эффективное действие при – 31 градусе, а хлористый натрий делает их безопасными для окружающей среды. К тому же, широко применяется в практике благодаря неприхотливым условиям хранения и комфорту в использовании для самых простых снегоуборочных машин.
Мраморный щебень – вспомогательное, но хорошее средство против гололеда. Можно соединить с другими элементами, что пойдет только на пользу. Но в чистом виде он не требует особых условий хранения и транспортировки, к тому же является экологически чистым продуктом. Расход будет больше, чем использование химических средств.
Применяются ограничения в применении реагентов и фрикционных средств, в среднем это составляет 200-300 г/м, на придомовых территориях – не больше 30%
Третье, что должно присутствовать в каждом городе – специальная снегоуборочная автотехника. Это могут быть трактора, экскаваторы, погрузчики, прицепы, фрезерно-роторные очистители. Используют также самосвалы, разбрызгиватели реагентов, снегоуборщики с плугом и вращающимся шнеком. Должны быть и комбинированные дорожные машины с разными шасси, отвалами, разбрасывателями и щетками.
Все это идеально подойдет для уборки на больших расстояниях, площадях и обильных осадках. Но, к сожалению, таким автопарком мало кто может похвастаться, поэтому, если в коммунальной службе есть хоть несколько подобных единиц такой техники – это уже хорошо, но при больших метелях выполнить прописанные требования будет трудно.
Куда подавать жалобы в случае плохой уборки снега
В практике всегда встречается такое, что работа выполняется плохо или вообще снег не убирается. Конечно, у соответствующих служб на этот счет всегда найдется объяснение, но когда это не просто прихоть жильцов, а катастрофическая необходимость, с которой следует разобраться немедленно, важно обращаться в соответствующие органы. К такой ситуации нужно подготовиться заранее.
Жители многоквартирных домов должны знать, что с претензией, жалобой или просьбой нужно обращаться в свою ответственную организацию. Это обращение может быть в устной или письменной форме, коллективное или единоличное, по телефону или в электронную приемную. Нюансов достаточно много и фирмы могут быть разные, ведь у каждой территории есть свое ответственное учреждение.
Неудовлетворение по уборке придомовой зоны следует выразить УК, ТСЖ или подрядной компании. Для этого нужно четко составить и сформулировать жалобу или претензию и соответственно оформить (в свободной форме или по образцу организации) в двух экземплярах. В документе должны указываться все реквизиты обеих сторон (заявитель, адресат), даты, требования, номера договора, факты нарушения, ставшие основанием для заявления. Представители компании должны дать ответ в течение 30 дней (в некоторых срочных ситуациях – 5 суток).
Если заявление проигнорировали, следующим органом, уполномоченным решить этот вопрос, будет Государственная жилищная инспекция. Она вправе применить меры на бездействие УК, дать ответ в течение месяца.
Когда жалоба и в ЖИ не принесла результата, то завершающим звеном в этой сфере станут правоохранительные органы или областная прокуратура, которые должны наложить штраф на исполнительную службу.
Как бы то ни было, не стоит забывать о том, что следить за уборкой должны и сами владельцы жилплощади и в случае необходимости скооперироваться и собственноручно или с помощью специально нанятых людей провести уборку двора. И лишь при игнорировании или регулярном недовыполнении своих обязанностей обслуживающей фирмы, принимать кардинальные меры, такие как жалобы в высшие инстанции и разрыв договорных отношений.