Виды уборок в медицинских учреждениях: алгоритм проведения

Для поддержания чистоты используют разные виды уборок в медицинских учреждениях. Их проводят по сформулированным правилам и нормам. Все они направлены на профилактику распространения инфекций в учреждениях. В образовательных и лечебно-профилактических помещениях разные требования к чистоте.

Какие виды уборки проводят в медицинских учреждениях

Правила текущей уборки в ЛПУ

Все типы уборок в больницах и поликлиниках должны предотвращать распространение заболеваний, ограждать пациентов и персонал от инфекций. Поэтому к процессу относятся серьезно. Для этого есть график, по которому он будет производиться уборка, правила и ограничения в каждом отделении. Используется специальный инвентарь, который должен соответствовать нормам.

В лечебных учреждениях убирают помещения только влажным способом. Запрещена сухая уборка. В документах указана периодичность ее проведения. От чего она зависит:

  • от загрязненности места;
  • от контакта пациентов и персонала;
  • от степени риска распространения инфекции. Очевидно, что в травматологическом отделении периодичность будет отличаться от частоты проведения работ в инфекционной больнице.

Вид уборок в помещениях ЛПУ:

  • предварительная — ее проводят утром. В процессе убирается пыль с помощью дезинфицирующего раствора. После используют бактерицидную лампу;
  • текущая — это удаление загрязнений в течение дня. Проводится дезинфекция инвентаря, перевязочного материала, поверхностей с установленной периодичностью. Очищают пол. Включают лампу.;
  • заключительная — проводится вечером по заключению рабочего дня. Помещения подготавливают к утренним работам. Делают кварцевание, дезинфицируют поверхность, очищают стены и пол;
  • генеральная — проводят для снижения рисков заражения. В процессе уничтожают все бактерии. Для нее есть специальный график с прописанной кратностью.

Важно! Периодичность и качество уборки зависит от помещения. Операционный блок — кабинет класса чистоты А. В нем особый режим профилактической дезинфекции.

Как часто проводят повседневную уборку в разных мед учреждениях:

  • дважды в рабочий день моют поверхности в перевязочных кабинетах;
  • послеоперационные палаты убирают два раза в день;
  • обычные палаты терапии моют раз в день;
  • ступени, пол коридора и ванных комнат, а также туалетов моют дважды;
  • стерилизация унитаза должна проводиться минимум два раза;
  • стены в коридорах поддаются очистке несколько раз в месяц.

В медицинских учреждениях проводят разные виды уборки с установленной периодичностью. Это предотвращает распространение инфекции. Снижает риск заражений сотрудников и пациентов. Есть несколько видов: предварительная, текущая, заключительная, генеральная.

МОПы для уборки

Хранение уборочного инвентаря

Помещения в больнице требуют особого внимания и должны быть всегда чистыми. Но площадь может быть слишком большой. Для облегчения работы применяются вспомогательные средства. Они сокращают время, затраченное на работу, и делают ее эффективнее.

Выполнение уборки может быть механизированным и ручным. В первом случае используют оборудование и технику. Второй вариант подразумевает применение ручного инвентаря, моющих средств.

Несколько рекомендаций для сотрудников медицинских учреждений:

  • инвентарь должен быть из металла или резины. Они выдержат сильнодействующие моющие средства;
  • щетки используют с коротким жестким ворсом, их применение делает работу эффективной;
  • моющие салфетки должны хорошо впитывать воду, чтобы в палатах и других комнатах не было влажно;
  • не стоит использовать оцинкованные ведра.

Важно! Инвентарь не хранят в комнатах лечебно-профилактического назначения.

Моющие и вспомогательные средства разделяют для разных видов уборки: текущей, генеральной.

Моп-метод — разновидность уборки для экономии время и повышения эффективности труда.

Основные правила:

  • уборочный материал должен быть всегда подготовлен;
  • инвентарь используют раздельно. Для каждого помещения подготавливают МОПы и салфетки;
  • моющие средства точно дозируют. На 1 моп требуется 250 мл, 1 салфетку — 50 мл.;
  • для каждого помещения берут салфетки и другие материалы по цвету;
  • вся комплектация должна быть подготовлена, полностью функционировать и находиться на организованном рабочем месте в подсобном помещении.

Требования к салфеткам:

  • для разных зон берутся отдельные цвета. Коридор и палату нельзя мыть одними материалами;
  • они должны хорошо впитывать и не повреждать поверхность;
  • перед обработкой их складывают вчетверо;
  • одной салфеткой убирают 6 кв.м;
  • после одного использования материал подлежит общей стирке и дезинфекции.

Держатели для мопов в больнице применяют только из ударопрочного материала. Они должны хорошо крепиться и иметь подвижный механизм, легко поддавать управлению. С помощью специальной системы крепления их можно снимать без участия рук. Это уменьшает контакт с инфицированными объектами.

Важно! Не разрешается применять моющие средства с альдегидами и хлором.

Оснащение:

  • форма. В нее входят перчатки, респиратор, шапочка, очки, обувь резиновая;
  • емкости для растворов и воды;
  • швабры и ерши;
  • дезинфицирующие и моющие средства.

Требования к уборщице:

  • это может быть медицинская сестра или санитарка;
  • возраст уборщика должен быть более 18 лет;
  • работник должен пройти инструктаж по использованию дезинфицирующих средств;
  • медосмотр должен подтвердить готовность к работе в учреждении и пользованию химических веществ;
  • не должно быть повышенной чувствительности к растворам;
  • должны быть профилактические знания об оказании первой помощи при отравлении дезинфицирующим раствором.

Для улучшения качества уборки и экономии время используют систему хранения и применения моющих средств и инвентаря. Рабочее место должно быть всегда подготовленным. В наличии должны быть МОПы.

Правила проведения генеральной уборки

Правила проведения генеральной уборки

Генеральная уборка направлена на максимальное очищение поверхностей от загрязнений с целью обеззараживания. Ее проводят со строго установленной периодичностью. Есть сформулированные правила, по которым проводятся работы.

Что включает в себя дезинфекция:

  • обеззараживание поверхностей специальными растворами;
  • дезинфекция постельных комплектов;
  • очищение воздуха.

Правила проведения периодической генеральной уборки в медицинских учреждениях:

  • помещение, в котором проводят дезинфекцию, не должно эксплуатироваться в этот день, даже операционный блок;
  • в режимном кабинете или комнате должно быть минимальное количество мебели и оборудования;
  • если поверхность нельзя мыть химическими растворами, ее накрывают;
  • салфетки меняют в зависимости от объекта очистки;
  • уборочный инвентарь, согласно гигиеническому режиму, для помещений разных классов разделяют;
  • после обеззараживания поверхности повторно очищают чистыми салфетками;
  • обеззараживают воздух по окончанию работ.

Важно! Влажная уборка разных помещений стационара должна проводиться не менее раза в месяц.

Частота работ зависит от подразделения помещения и его класса. Ежемесячные уборки проводят в палатах и других вспомогательных помещениях. Сюда относится терапевтический кабинет, стоматологический, массажный, рентген-кабинет. Еженедельным уборкам подлежит реанимация, операционный блок, процедурный кабинет, перевязочная, родильный зал.

Физиотерапевтический кабинет не относят к асептическим помещениям, там проводятся неинвазивные процедуры.

Важно! В кабинетах физиотерапии генеральную уборку проводят с частотой раз в месяц.

Санпин по уборке

Санпин также регулирует правила обработки рук

Санпин определяет последовательность и правила уборки, а также требования к медицинскому и другому работающему персоналу. Есть также рекомендации по обработке рук. Текущие и генеральные работы должны проводиться по установленному алгоритму.

Прежде чем провести уборку, нужно повторить алгоритм, согласно которому следуют по правилам.

Текущая уборка помещений в ЛПУ алгоритм по санпину:

  1. Очищение поверхностей. Сюда входит подоконник, спинки кроватей, различная мебель. Используется влажная салфетка.
  2. Очищаются столовые после кормления.
  3. Обработка пола с дезинфицирующим раствором.
  4. Проводится кварцевание.
  5. Делается проветривание.

Порядок уборки установлен санитарно-эпидемиологическиими правилами и нормами. Для каждого помещения расписан алгоритм и частота очищения поверхностей. Важно следовать рекомендациям и требованиям, которые прописаны в документе.

Как проходит уборка помещений в образовательном учреждении

В образовательных учреждениях отдельное внимание уделяют уборке туалетов

Организация уборки важна и в образовательных учреждениях. Обеззараживание снижает риск распространения инфекций и закрытия на карантин. Также есть два вида уборки: генеральная и текущая.

Уборку и дезинфекцию в школах и других образовательных учреждениях проводят ежедневно. Порядок и периодичность установлены эпидемиологической станцией. Дезинфекция бывают профилактическая, текущая и заключительная. Ее осуществлением должны заниматься специально подготовленные люди. Контролировать уборку должны санитарные службы. Весь уборочный инвентарь должен быть исправным и соответствовать требованиям.

Влажная уборка туалетов и столовой проводится по окончанию каждой смены. Учебные и вспомогательные помещения очищают после уроков. Технологическое оборудование пищеблока обрабатывают ежедневно. Дезинфекцию туалета и скамеек проводят по ежедневному графику. Также уделяют внимание обеззараживанию санитарно-технического оборудования. Генеральную уборку делают раз в месяц. С такой же периодичностью чистят вентиляционные решетки. Если после презентации проверяющим службам было выяснено, что уровень чистоты ненадлежащий — режим усложняется.

Уборка в образовательном учреждении помогает ограничить распространение инфекции. Ежедневно убираются все помещения. Особое внимание уделяют пищевому блоку, туалетам, медицинскому кабинету при наличии.

Как убирают территорию учреждения образования

Уборка на территории образовательного учреждения включает в себя уход за растениями и газоном

Осуществлять уход нужно также за территорией возле образовательного учреждения. Это предотвратит занесение мусора и грязи внутрь. Работы проводят ежедневно помимо периодических организованных субботников.

Важно! Уборочная техника должна храниться в отдельно отведенном помещении.

Слой снега, не превышающий 2 см, собирают 1 раз в день. Если он выше — 2-3 раза. Во время снегопадов сугробы убирают каждые 3 часа. Во время гололеда дорогу очищают 1р./2 суток. Урны промывают каждую неделю, а очищают от мусора дважды в день. Фонари промывают 2 раза за зиму/осень/весну.

В теплые дни территорию моют 3 раза в месяц. Подметают 1 раз в сутки. В сезон проводят уборку и скашивание газона по мере необходимости.

Уборка необходима не только в помещении, где находятся дети. Очищать нужно также прилегающую территорию. Работа заключается в сборе мусора, снега, уходом за газоном. Все виды ухода за территорией выполняются с установленной периодичностью.

Уборка в медицинских учреждениях и образовательных помещениях проводиться согласно установленным правилам и нормам. Для каждого вида есть рекомендации по периодичности. Предъявляются требования к инвентарю. Соответствие нормативам помогает избегать распространения инфекций.