Секреты костяного фарфора: как это делается

Как хранить

Рекомендуют приспособить под это закрытые шкафчики со стеклом. Так вы сможете предотвратить случайное падение эксклюзивных предметов, и одновременно любоваться их красотой. Шкафы, где будет стоять костяной фарфор, не должны располагаться вблизи открытого огня, например, над камином, газовой плитой. В противном случае, при нагревании он может деформироваться.

Фарфору также советуют выделить больше места, чтобы чайные приборы не соприкасались. Чашку разрешается погрузить на блюдце, но исключительно одну.

Уход этот фарфор требует королевский. Протирать его от пыли рекомендуют бумажными салфетками, мыть вручную, используя прохладную воду, мягкую губку. Моющие средства желательно не применять, они провоцируют выцветание рисунка. По завершению мытья, предметы следует обработать мягкой тряпкой, предотвращая появление разводов.

Теперь вы имеете полное представление о том, чем знаменит костяной фарфор, можете без труда подобрать настоящую изысканную продукцию из него, которая никогда не выйдет из моды.

Виды материала

После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).

Твёрдый фарфор

Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.

Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.

Мягкий фарфор

Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.

Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».

Костяной фарфор

В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.

До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.

«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.

Правила хранения

Фарфоровые вещи требуют к себе особого внимания. Обращаться с ними нужно аккуратно и бережно. Несмотря на то, что костяной фарфор достаточно твердый материал, он одновременно и хрупкий, поэтому хранить и очищать его нужно по-особенному. Если это не сувенирные или коллекционные предметы, которые стоят в сервантах, то держать их нужно в закрытых ящиках и полках. Тарелки не подвешивают на стены, а также не ставят там, где их могут зацепить. Это же касается и других фарфоровых предметов.

Моют посуду обычным мыльным раствором, без чистящих и химических средств. Не нужно особо тереть места, на которые нанесена позолота или посеребренее.

Использовать посуду из костяного фарфора нужно также довольно аккуратно. Чашки во время питья кофе или чая ставят на стол или блюдце не спеша. Сильные удары могут повредить фарфор, оставить на нем трещины или вообще расколоть пополам.

Используйте такую посуду, как англичане. Следует поучиться у них чувству стиля. Для них чаепитие настоящая церемония, поэтому они никогда не делают этого в спешке. К тому же красота фарфоровой посуды просто обязывает наслаждаться каждой минутой, проведенной с ней.

Основные производители костяного фарфора

Среди всех производителей этих королевских фарфоровых изделий, безусловными лидерами считают англичан, которые первыми освоили эту технику изготовления. Британские компании Wedgwood, Royal Doulton долгое время занимаются выпуском костяного фарфора, имеют статус крупнейших его изготовителей и поставщиков.

Превосходными навыками по созданию такого фарфора обладают и японцы. Их разработчики изменили установленную долю костяного порошка, из которого создаётся фарфоровая масса, вывели свою неповторимую формулу, усовершенствовав привычную технологию. Поэтому, Японский костяной фарфор знают во всем мире, ценят за оригинальность, красоту.

Фарфоровая продукция Японии всегда отмечается надписью: CHINA. Made in Japan. CHINA – аббревиатура костяного фарфора повышенного качества, происходящая от искаженного титула китайского правителя. Он первоначально владел заводом уникальных керамических изделий. Клеймо Bone CHINE наносится исключительно на утонченный, изысканный костяной фарфор.

Применяется ли фарфоровая масса с костяным компонентом в России?

Наша страна первый костяной фарфор произвела спустя два с половиной века после того, как его презентовала Европа. Все потому, что зарубежные умельцы тщательно хранили секрет производства. Подходящую массу для создания костяного фарфора, у нас разработали лишь в 1968 году. Первую партию из этого материала выпустил Императорский фарфоровый завод. Это предприятие и сегодня является единственным местом России, где производят костяной фарфор. Здесь из него делают посуду, сувениры, украшения, даже дизайнерские платья.

На что нужно обратить внимание при выборе фарфора

Чтобы купить именно костяной фарфор, важно уметь правильно проверять его качество. Для этого следует:

Обратить внимание на цвет фарфора. Он должен быть не совершенно белым, иметь тёплый легкий оттенок;
Проверить прозрачность

Если предмет качественный, то хорошо пропускает свет. Держа его в руках, вы должны отчетливо видеть сквозь него очертания своих пальцев;
Изучить нанесённый на изделие рисунок. Зачастую он накладывается вручную, поэтому заметны характерные мазки кисти;
Посмотреть производителя. Если на обороте изделий из фарфора не стоит маркировка ИФЗ (Императорский фарфоровый завод), Bone CHINE, Royal Doulton, Wedgwood, лучше отложить покупку, изучить информацию о неизвестном логотипе.

Важно! В процессе приобретения костяного фарфора, советуют убедиться в его гладкости, отсутствии дырочек, пузырьков, вкраплений, сколов, царапин

Основные производители костяного фарфора

Лидерами среди всех производителей изделий из такого фарфора считаются англичане, которые первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы. Отличными навыками и немалым опытом в области создания тонкостенного фарфора обладают и японские производители: они изменили установленную долю костяного компонента в составе фарфоровой массы. Японцы вывели особую формулу, благодаря которой привычная технология заметно усовершенствовалась. Известные производители:

  • Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Был основан в 1744-м году императрицей Елизаветой дочери Петра Великого. В то время завод стал первым фарфоровым предприятием в России и третьи во всей Европе. В первые годы там производители мелкие вещи – в большей степени табакерки для императрицы. Со временем был построен большой горн и завод стал производить более крупные предметы. Мануфактура была реорганизована с воцарением Екатерины II. Конец XVIII-го века стал временем расцвета российского фарфора, а ИФЗ – одним из ведущих заводов в Европе. Что касается фарфора с костяной золой в составе, то подходящая масса впервые была разработана в советское время – в 1968-м году. Первая такая партия была выпущена ИФЗ. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.
  • Royal Doulton. Компания из Англии, которая долго время специализируется на производстве костяного материал и имеет статус одного из крупнейших его изготовителей и поставщиков. Вместе с британской фабрикой Wedgwood она входит в состав альянса. Основана в 1815-м году, штаб-квартира расположена в Сток-он-Тренте (Великобритания). Royal Doulton выпускает предметы из фарфора разной формы, размера и назначения. Коллекции этой компании пользуются повышенной популярностью во многих странах.
  • Wedgwood. Еще одна известнейшая компания, выпускающая продукцию из костяной фарфоровой массы. Она уже свыше 200 лет поставляет ее для английского королевского двора. Основание марки Wedgwood относится к 1759-му году, когда Иешуа Веджвудом была арендована мануфактура в Берслеме. Кроме классической посуды фирма осуществляет выпуск авангардных линий, куда входят изделия нетрадиционной формы, предметы искусства.
  • Spode. Бренд костяной фарфоровой посуды из Великобритании с 200-летним опытом. Компания предлагает кружки, тарелки, сервизы, сделанные по высочайшим стандартам качества. Мануфактура существует с 1770-го года. Джозайя Споуд (основатель) в свое время усовершенствовал формулу костяного фарфора и стал первым поставлять для английского королевского двора XVIII-го века столовую посуду. В 2009-м году Spode влился Portmeirion Grou – известную компанию по производству элитного фарфора.
  • Narumi. Японская компания, которая была основана в 1911-м году. В ее продукции сочетаются современность и традиции, Запад и Восток, неповторимая красота и универсальность. С 1965-го года Narumi стала заниматься массовым производством фарфора. Изделия из костяной фарфоровой массы марки Narumi по большей части изготавливаются вручную. Бренд стал ведущим в области элитного фарфора Bone China.

Исторические перипетии

Родиной костяного фарфора, как это ни странно, является не Китай, а Англия. Один англичанин, Томас Фрай, живший в XVIII веке, ради интереса смешав столярный клей с костяной золой, обнаружил, насколько прочной и белоснежной получается высохшая масса. Позднее он решил добавить этот секретный ингредиент в «тесто» для будущих фарфоровых изделий.

Однако не Томас Фрай слыл родоначальником изготовления фарфора на кости. Его технологию доработал и усовершенствовал другой англичанин, мастер по работе с керамикой Джосайя Споуд. Именно он вывел рецепт фарфора с гарантированной белизной, прочностью и тонкостью готового изделия.

Также он разработал особую методику покрытия тончайшей глазурью, не способной испортить и затмить красоту костяного фарфора. Кроме этого, работы Споуда из фарфора поражали и восхищали оригинальным дизайном: особая цветовая гамма и орнаментальный рисунок стали визитной карточкой споудовского фарфора. К слову, его сын Джосайя Споуд II продолжил семейное дело, но внес больше красок в отцовские дизайнерские и художественные разработки.

На что обращать внимание при выборе

Выбор изделия из костяного фарфора – весьма ответственный процесс. К нему надо подойти со всей тщательностью, так как цена на такую посуду достаточно высока

Поэтому необходимо понимать, на что обращать внимание в первую очередь и какие параметры являются показателями качества

Цвет изделия должен иметь обязательно теплый оттенок.

Покупать кружки и чашки из костяного фарфора нужно, опираясь на основные правила выбора:

  1. Цвет изделия должен иметь обязательно теплый оттенок, слишком яркий белый цвет свидетельствует о малом содержании фосфата кальция;
  2. Качество нанесенного рисунка – в нем должны читаться легкие мазки;
  3. Отсутствие любых дефектов – от тонкой сеточки трещин на глазури, заканчивая приливами или неровным ободом верхней части.

Выбирая для себя предмет, стоит его взять в руки и оценить прозрачность – это основной признак костяного фарфора. Рука, держащая ручку чашки, должна быть видна на просвет изнутри изделия.

В луче проходящего света можно также оценить качество поверхности. Причем делать это следует как снаружи, так и изнутри. Стенки чашки должны быть идеально гладкими и ровными, не допускаются наплывы, потёки, мелкие дисперсные вкрапления, неоднородность глазури или самого фарфора, мелкая сеточка из микротрещин на поверхности глазури. На ощупь вещь должна вызывать приятные тактильные ощущения.

Если покупается сервиз, чайный или кофейный, то надо обратить внимание на наличие клейма на оборотной стороне каждой чашки или кружки, а также блюдец в комплекте. Желательно покупать продукцию известных брендов

Это можно делать без опаски за качество. Но и цена на такую посуду будет достаточно высока. Если стоит клеймо неизвестного производителя, то информацию о нем желательно изучить до того, как будет куплен комплект или одно изделие.

Элегантность самого обожженого материала и наносимый под покрытие глазури узор, делает объекты из костяного фарфора предметами коллекционирования.

Как материал, костяной фарфор чашки и кружки создает легкими и удобными в пользовании. К тому же элегантность самого обожженного материала и наносимый под покрытие глазури узор делают объекты из костяного фарфора предметами коллекционирования.

Популярные производители

На данный момент особой популярностью пользуются английские и японские производители костяного фарфора. Конечно, за такие изделия придётся выложить немалую сумму денег. Это обусловлено не только высококачественными компонентами, входящими в изделия, но и ручной работой, которая занимает определённую часть при производстве посуды и статуэток.

На данный момент особой популярностью пользуются английские и японские производители костяного фарфора.

Наиболее известными производителями фарфора в Великобритании являются:

  1. Royal Doulton;
  2. Wedgwood;
  3. Spode.

Японские производители изысканной столовой посуды:

  1. Narumi;
  2. Keito;
  3. Nikko;
  4. Japonica.

Как правильно хранить и ухаживать

Для того чтобы не испортить изделия из костяного фарфора и обеспечить им длительный срок эксплуатации, необходимо обязательно придерживаться специальных условий хранения и пользования.

Основные правила:

  1. Изделия недопустимо ставить одно на другое – то есть нельзя складывать тарелки стопками и ставить чашки одну внутрь другой;
  2. При расстановке на столе стараться избегать соприкосновения одного предмета с другим;
  3. При мытье недопустимо использовать жесткие мочалки и щетки;
  4. Вода должна быть теплая, ни в коем случае не горячая;
  5. Не применять при мытье химические средства, иначе посуда может потерять блеск или испортится рисунок;
  6. Перед тем как налить горячий чай или кофе в чашку, необходимо предварительно ее согреть, чтобы избежать перепада температуры;
  7. Фарфоровый сервиз или отдельные изделия необходимо регулярно избавлять от налета пыли, смахивая ее мягкой тряпкой;
  8. Избегать перепадов температуры при хранении таких изделий.

При расстановке на столе, стараться избегать касания одного предмета с другим.

Как определить подделку?

Мошенники любят подделывать все, что имеет высокую ценность и стоимость. Для определения подлинности изделий применяются следующие критерии:

  1. Предметы, сделанные из костяного фарфора, значительно легче по весу, чем изделия тех же габаритов.
  2. Через стенки посуды видны очертания пальцев.
  3. Слой глазури ровный, однородный, без дефектов.
  4. При ударе палочкой по краю чашки, посуда издает звонкий звук с металлическими нотками.
  5. На изделие нанесен минимальный рисунок. Костяной фарфор очень красив, поэтому производители стараются не декорировать всю поверхность.

Доверяй, но проверяй по весу, прозрачности, звуку

Оригинальная роспись, полупрозрачные стенки изделий из костяного фарфора восхищают как обычных потребителей, так и ценителей прикладного искусства.

Цены на фарфор, самые известные производители фарфора и другие интересные факты

Фарфор не обязательно должен быть сказочно дорогим. Цены на простые фарфоровые кружки и даже чайные пары сегодня начинаются в среднем от 200 рублей.

Изделия из фарфора могут быть чисто белыми, без рисунка, но часто они покрыты росписью. Роспись бывает двух видов – подглазурная и надглазурная. Первая, как это следует из названия, делается под глазурь (на чистую фарфоровую поверхность), вторая наносится сверху на слой глазури. В обоих случаях изделие после росписи снова проходит через обжиг, чтобы узор прочно закрепился.

Иногда узор на фарфоровом изделии имеет металлические элементы (чаще всего золотые), такие предметы нужно мыть особенно осторожно, потому что слой металлической краски легко можно повредить (поцарапать). Хотя фарфор, как и фаянс, как правило, покрыт глазурью, делается это по большей части с эстетическими целями и для защиты росписи

В отличие от фаянса, фарфор даже без глазурования остается непроницаемым для воды и может быть использован в быту. Неглазурованный фарфор тоже встречается, его называют бисквитом

Хотя фарфор, как и фаянс, как правило, покрыт глазурью, делается это по большей части с эстетическими целями и для защиты росписи. В отличие от фаянса, фарфор даже без глазурования остается непроницаемым для воды и может быть использован в быту. Неглазурованный фарфор тоже встречается, его называют бисквитом.

В России самыми известными и старейшими производителями фарфора являются Императорский фарфоровый завод (г. Санкт-Петербург) и Дулёвский фарфоровый завод (г. Ликино-Дулёво, Московская область).

Самым известным в мире европейским фарфором считается мейсенский (по названию немецкого города Майсена, где и был разработан рецепт этого материала).

Наиболее ценным признан древнекитайский фарфор. Стоимость изделий доходит до нескольких миллионов долларов.

Слово «фарфор» имеет тюркское происхождение и обозначает титул китайского императора на персидском языке. Дословно faɣfur можно перевести как «сын неба». Таким образом термин, приложенный к керамике, определял ее высокое качество. В царской России и других странах Европы фарфор чаще называли словом «порцелин» (porcelaine, porcelain, porzellan), имеющим итальянское происхождение и обозначающим морскую раковину (porcellana).

Первые попытки сделать фарфор были предприняты в Китае еще за сотни лет до нашей эры. Только в XII веке фарфоровые изделия впервые были экспортированы в другие страны, а стабильные экспортные продажи в Европу начались с XVII века.

На вопрос, какой фарфор ценится больше всего, знатоки отвечают по-разному, но если в общих словах, то это:

  • антикварный фарфор,

  • костяной фарфор,

  • фарфор с ручной росписью,

  • фарфор известных европейских фабрик (Villeroy & Вoch, Augarten, Wedgwood, Royal Albert и др.).

Что такое костяной фарфор

Под таким видом фарфора подразумевается особая разновидность твердого материала с добавлением пережженной кости. Он является очень прочным, но при этом белым и прозрачным. Высокие прочностные показатели достигаются за счет плавления основных ингредиентов в процессе обжига. Он был создан в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого китайского фарфора. В конце XVIII-го века в состав материала стали добавлять костный пепел, и в процессе развития технологии была разработан базовая формула.

У посуды, которая изготавливается из такого материала, нет эффекта яичной скорлупы, что достигается за счет того, что пустоты между частичками белой глины заполняются костяным пеплом. Так, костяной фарфор – это один из самых популярных материалов, который благодаря своей белизне и прозрачности завоевал лидирующие позиции по продажам на мировом рынке. Сервизы из него могут иметь приятный кремовый оттенок.

Общие сведения и особенности костяного фарфора

Традиционно фарфор изготавливается из каолина, полевого шпата и кварца. Однако в костяном фарфоре половина состава — это предварительно обожженные и перемолотые кости животных. Наверное, некоторые посчитают странным такое производство, но материал, сделанный по данной технологии, превосходит другие виды по многим показателям.

Впервые подобный состав стали использовать в 18 веке. Базовую формулу вывел ирландец Томас Фрей, когда к основным ингредиентам добавил золу от сжигания костей и жил. В результате получился качественный материал, достаточно твердый, но на вид легкий и прозрачный. Свое творение мастер запатентовал, и в соответствии с документами доля биологического сырья в фарфоровой шихте доходила до 45%.

Позже, Джосайя Споуд, рожденный в 1733 году в Сток-он-Трете (графство Стаффордшир) усовершенствовал производство. Вместо 45% золы он стал добавлять 50% чистого костяного порошка. Полученный фарфор отличался столь идеальным цветом, что Споуд рекомендовал наносить глазурь тончайшим слоем, чтобы не затенять красоты материала.

Как и полагается, более доработанное производство Споуда принесло большую популярность, нежели «сырые» технологии Фрая. Качество споудовского фарфора оказалось превосходным, а дизайн изделий — уникальным.

Фирменной чертой мастера Споуда был изящный серый рисунок или узор, нанесенные на поверхность изделий. Позже, цветовая гамма стала более разнообразной. Сын мастера, Джосайя II, сделал роспись по фарфору интересней и ярче. До сих пор современные изделия из костяного фарфора выпускаются под символом Spode. Это говорит об их качестве и уникальности.

Как выглядит костяной фарфор

Посуда, изготовленная из костяного фарфора, не имеет эффекта яичной скорлупы. Ее поверхность ровная и гладкая. Достигается это за счет того, что костяной пепел заполняет пустоты между частичками глины. Такое качество вывело материал на мировой уровень, где тот занимает лидирующие позиции.

Этапы производства

Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.

Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.

Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.

Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.

Глазурование и роспись

«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.

Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.

Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.

По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.

Оцените статью
Добавить комментарий

Выберите лишнее изображение, чтобы отправить комментарий

Популярный материал:

Как вывести пятна с одежды в домашних условиях своими руками
Уход за стиральной машиной: как почистить и убрать накипь
Как отмыть дом правильно и избавиться от ржавчины, пыли и запаха
Как очистить энергетику в квартире: помгут ли народные средства, серебро, золото
Как отстирать ковёр, чтобы краска в нём не пропала после уборки
Как отбелить кроссовки любого размера: хорошая и быстрая стирка белой обуви
Что забывают чистить при текущей уборке: холодильник, пылесос, утюг, чайник
Дезинфекция от муравьёв, клопов и тараканов